"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"
Материалы по расширению словаряУважаемые педагоги и родители! Вашему вниманию материалы по расширению словаря и развитию у детей лексико-грамматических категорий речи.
ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, тюльпан, колокольчик, ландыш, бутон, лепесток, стебель, листья, природа. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий. ГЛАГОЛЫ: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться. Родителям рекомендуется: 1. Побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились. 2. Объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами. Помогите ребенку запомнить слово "первоцветы". 3. Рассмотреть цветок (любой) и помочь ребенку запомнить его строение: корень, стебель, лист, цветок. 4. Обратите внимание на цвет и запах цветов. 5. Учите ребенка узнавать первоцветы на картинке и в природе. 6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. Один одуванчик, 2 ..., 3 ..., ... Один ландыш, 2 ..., 3 ..., ... Одна мать-и-мачеха, 2 ..., 3 ..., ... 7. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными. Одуванчик (какой?) ... Мать-и-мачеха (какая?) ... Ландыш (какой?) ... 8. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Один ландыш - много ... Один одуванчик - много ... Одна мать-и-мачеха - много ... 9. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков. Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой) Наши первые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы) Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол) 10. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение. Мать-и-мачеха. Золотые лепестки, Хрупкий стебелек. Распустился у реки Солнечный цветок. Только тучка набежала, Сжались лепесточки, На зеленых стебельках - Круглые комочки. (Н. Нищева)
ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ЦВЕТЫ ПО ПЛАНУ:
Название. Строение. Где растет. Способы ухода. Для чего нужны цветы.
ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. Словарь. Предметный: футболка, юбка, штаны, кофта, брюки,носки, рубашка, платье, сапоги, туфли, чешки, ботинки, босоножки, кроссовки, тапочки, кеды. Глагольный: надеть (на себя), снять, застегнуть, завязать, постирать, погладить, беречь, расстегнуть, сшить, завязать, промочить, мыть, чистить. Признаков: красивая, новая, старая, чистая, грязная, теплая, легкая, нарядная, верхняя. Лексико-грамматические игры. Один — много Шапка — шапки — много (чего?) шапок. Кофта — кофты — много кофт. Юбка — юбки — много юбок. Футболка — футболки — много футболок. Брюки — много брюк. Штаны — много штанов. Шуба — шубы — много шуб. Шорты — много шорт. Один — много Сапог — сапоги — много сапог. Туфля — туфли — много туфель. Чешки — много чешек. Ботинок — ботинки — много ботинок. Босоножек — босоножки — много босоножек. Кроссовок — кроссовки — много кроссовок. Тапок — тапки — много тапок. Это — мой, моя, мои. Ботинок, обувь, туфли, чешки, босоножки — это мой ботинок и т.д. Четвертый -лишний (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор) Платье, кукла, шарф, шапка. Шуба, пальто, санки, штаны
Пальчиковая гимнастика Посчитаем в первый раз,Попеременно хлопают ладоня- Сколько обуви у нас.ми и ударяют кулачками по столу. Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки. Да еще ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Поиграйте в игры на развитие лексики и грамматики. 1. «Какие?» (подбор прилагательных к слову ЖИВОТНЫЕ») Травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т.д. 2. «Кто кем был?» (закрепление названий детенышей + логическое мышление + творит, падеж)
3. «Чья семья?» (усвоение притяжательных прилагательных):
4. «Чей детеныш?» (употребление притяжательных прилагательных): Лисенок - это лисий детеныш
5. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Словарь
Глагольный: жить, догонять, прыгать, лазать, скакать, ловить, охотиться, спасаться. Признаков: сильный, слабый, опасный, косолапый, трусливый, колючий, быстрый, хитрая, ловкая. Лексическая тема "Насекомые. Подготовка насекомых к зиме" Словарь Предметный: бабочка, стрекоза, жук, гусеница, муха, пчела, комар, кузнечик, паук, лапки, крылья, усики, туловище, божья коровка. Глагольный: лаять, ползать, прыгать, зарываться, есть, пить, опылять (цветы), уничтожать, таскать, откладывать (яйца). Признаков: полезные, вредные, красивые, мелкие, круглые, красный, черный, зеленый. Речевые игры. Один — много Бабочка — бабочки — много бабочек.Крыло — крылья — много крыльев. Муха — мухи — много мух. Комар — комары — много комаров. Ус — усы — много усов. Пчела — пчелы - много пчел.
Скажи ласково Паук — паучок. Крылья - крылышки. Муха — мушка. Комар - комарик. Жук - жучок. Усы — усики. Пчела — пчелка. Лапа — лапка. Сосчитай до пяти слова. Комар, пчела, муха, кузнечик, лапа, крылья - один комар, два комара и т.д. Это — мой, моя, мои. Кузнечик, муха, комар, пчела, паук, бабочки - это мой кузнечик и т.д. Скажи, какая? (какой?) Бабочка (какая?) - красивая, легкая, разноцветная. Жук (какой?) - золотистый, майский. Комар (какой?) - маленький, надоедливый, малярийный. Кто как передвигается? Клоп ползает, а кузнечик... (прыгает). Бабочка летает, а сороконожка…(ползает).
Пальчиковая гимнастика. «ПЧЕЛА» Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.) Полосатая пчела. А за нею шмель - шмелек (На каждое название насекомого заги- И веселый мотылек, бают один пальчик.) Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.) Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.) От усталости упали. (Роняют ладони на стол.) Лексическая тема "Лес. Ягоды. Грибы" ЯГОДЫ Словарь Предметный: клубника, малина, черника, земляника, ежевика, смородина, лес, сад, куст, болото, дерево, слива. Глагольный: созревать, расти, собирать, варить, кушать, рвать, падать, вянуть. Признаков: маленькая, круглая, сладкая, кислая, красная, темно-синяя, съедобная, лечебная. Один — много Малина — много малины. Черника — много черники. Клубника — много клубники. Вишня — много вишни. Клюква — много клюквы. Куст — много кустов. Смородина — много смородины. Земляника — много земляники. Скажи ласково Ягода — ягодка. Клубника — клубничка. Смородина — смородинка. Малина — малинка. Вишня — вишенка. Земляника — земляничка. Слива — сливка. Сосчитай до пяти слова Ягода, малина, клубника, куст — одна ягода, две ягоды и т.д. Повтори и запомни Мама купила (что?) клубнику. В тарелке не осталось (чего?) клубники. Таня села (на что?) на клубнику. Она выпачкалась (чем?) клубникой. Пальчиковая гимнастика За ягодами. Раз, два, три, четыре, пять Пальчики обеих рук здороваются, В лес идем мы погулять. начиная с больших За черникой, Загибают пальчики, начиная с большого. За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. ГРИБЫ Словарь Предметный: лес, окраска, листья, лукошко (корзинка); ножка, шляпка (шапочка), грибница (части гриба). Глагольный (слова-действия): расти, прятаться, собирать, срезать, жарить, варить, кушать. Признаков: съедобный, большой, маленький, красивый, неудобный, вредный, плетеная. Один — много Гриб — (в лесу растут что?) грибы — (много чего?) грибов. Ножка — ножки — ножек. Шапочка — шапочки — шапочек. Трава — травы — трав. Боровик — боровики — боровиков. Лисичка — лисички — лисичек. Мухомор — мухоморы — мухоморов. Скажи ласково Гриб — грибок. Шапка — шапочка. Мухомор — мухоморчик. Боровик — боровичок. Корзина — корзиночка. Трава — травка. Это — мой, моя, мое, мои. Лукошко, гриб, лес, дом, корзинка — это мое лукошко и т.д. Сосчитай до пяти слова. Гриб, ножка, мухомор — один гриб, два гриба, три гриба и т.д. Большой — маленький. Дерево большое, а гриб (какой?) маленький. Лукошко большое, а мухомор (какой?) маленький. Человек большой, а насекомое (какое?) маленькое. Повтори за взрослым, сопровождая слова движениями. Ножки, ножки, где вы были? За грибами в лес ходили. Что вы, ручки, работали? Мы грибочки собирали. А вы, глазки, помогали? Мы искали да смотрели — Все пенечки оглядели. Боровик. По дорожке шли — Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли.
Существительные:лето, июнь, июль, август, дождь, жара, солнце, трава, деревья, отдых, отпуск, каникулы, время, радость, веселье, купание, поездка, курорт, санаторий, путевка, лагерь, цветы, грибы, ягоды, забавы, речка, море, удочка, поход, бабочки, пчелы. Прилагательные: жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное. Глаголы: отдыхают, загорают, плескаться, печет, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. 1. «Один – много» Ягода – ягоды – ягод Дуб – дубы – дубов и т.д. 2. «Сосчитай» 3. «Назови ласково»: солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравей, муравейник и т.д. 4. «Что с чем рядом?» Ромашка, мухомор, муравей, береза, яблоко. 5.«Составь предложение» Вырос, поляне, на, василек. Купаются, реке, дети, в. На, села, бабочка, цветок. 6.«Цветы» Садовые – роза, гвоздика, тюльпан Полевые – ромашка, одуванчик, василек. Лесные – фиалка, ландыш, колокольчик. 7.«Подбери слово-действие» Солнце ….ярко. Лес … красивый. Река … быстро. Ягоды … в лесу. Цветы … на лугу. Стрекоза … над водой. Муравейник … муравьи. Птицы … весело. 8.«Подбери слова» Большое – солнце, море… Большой – муравей… Большие – облака… Большая – поляна… 9.«Закончи предложение» Муха разносит…(болезни) Пчела собирает…(мед) Комар кусает…(человека) Бабочка летает…(над цветком) Жук грызет…(кору) Божья коровка поедает…(тлю) 10.«Подбери слово – признак» ЛЕТО – какое? жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное. СОЛНЦЕ – ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д. 11. «Что делают летом?» 12.«Что будешь делать летом?» 13.«Составь предложение» Работа с предлогами: Картинки: дерево, цветок, куст, дом, гриб, птичка, ветка, гнездо, бабочка, ромашка, стрекоза, пчела. Над цветком порхает бабочка. Между деревьями растет куст. Из-за дерева выглядывает мальчик и т.д 14.«Что около?» Составление предложений с предлогом ОКОЛО. Около муравья ромашка и дерево. Около самоката лодка и речка. И т.д. 15. Составление предложений о «дружбе» по двум опорным картинкам: Лето «дружит» с ромашкой, а со снеговиком «не дружит». Лето «дружит» с самокатом, а с санками «не дружит». Лето «дружит» с цветами, а со снегом «не дружит». Лето «дружит» с грибами, а с листопадом «не дружит». Лето «дружит» с радугой, а с лыжами «не дружит». Лето «дружит» с солнышком, а со снегопадом «не дружит». Лето «дружит» с насекомыми, а с ледоходом «не дружит». Лето «дружит» с роликами, а с коньками «не дружит». Лето «дружит» с грозой, а с сосульками«не дружит». Лето «дружит» с шортиками, а с шубой «не дружит». 16. Развитие связной речи: составление рассказов по серии картин «Лето». 17.«Бывает – не бывает» Летом дети катаются на санках. Зимой дети лепят снежную бабу. Осенью люди убирают урожай. Зимой на деревьях распускаются почки. Весной дети играют в снежки. Летом дети загорают и купаются. Летом дети катаются на лыжах. 18. «Ответь на вопрос КАК?» Утром светло, а днем еще…(светлее) Вечером темно, а ночью еще… . Осенью холодно, а зимой еще… . Весной солнце светит ярко, а летом еще… . Весной птицы поют звонко, а летом еще… . НАСЕКОМЫЕ Словарь Предметный: бабочка, стрекоза, жук, гусеница, муха, пчела, комар, кузнечик, паук, лапки, крылья, усики, туловище, божья коровка. Глагольный: лаять, ползать, прыгать, зарываться, есть, пить, опылять (цветы), уничтожать, таскать, откладывать (яйца). Признаков: полезные, вредные, красивые, мелкие, круглые, красный, черный, зеленый.
Жук (какой?) - золотистый, майский. Комар (какой?) - маленький, надоедливый, малярийный. «Четвертый лишний» (назови лишний предмет,объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
«Насекомые - великаны» (образование существительных с увеличительными оттенками)
«Чей?» (образование притяжательных прилагательных) У комара писк - комариный
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Словарь Предметный: собака, кошка, лошадь, коза, корова, свинья, кролик, овца, осел. Глагольный: доить, ухаживать, кормить, мыть, пасти, рыть, жевать, бодать, лаять, мяукать, сторожить. Признаков: сторожевая, злая, рогатая, быстрая, домашняя, ласковая, большая, маленькая. Лексика
Собака — собаки — много собак. Кошка — кошки — много кошек. Лошадь — лошади — много лошадей. Кот — коты — много котов. Коза — козы — много коз. Козленок — козлята — много козлят. Корова - коровы - много коров. Свинья — свиньи — много свиней. Овца — овцы — много овец. Кролик - кролики - много кроликов.
Кот — котик. Кошка —кошечка.
Коза — козочка.
Сторожить - не пускать в дом незнакомых, охранять. Бодать - ударять рогами. Сторожевая собака - собака, которая охраняет дом. У кого кто? У собаки — щенок — щенята, щенки; папа — пес.
КОСМОС Дети должны знать. Существительные: земля, луна, месяц, солнце, космос, планета, звезда, корабль, луноход, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, космодром, скафандр, шлем, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, сияние, старт, посадка.Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный. Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать. Называть противоположные по смыслу слова. Далеко – близко. Высоко – низко. Улететь - … Темно - … Подбирать признаки. Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный… Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая… Солнце - … Космос - … Составлять предложения по опорным словам. Ракета, космос, лететь, в. Луна, это, земля, спутник. Луна, земля, меньше. Луна, вращаться, земля, вокруг. Определять, что лишнее и почему. Солнце, луна, лампа. Звезда, планета, ракета.
Прилуниться, приземлиться, припоздниться. Объяснять значение слов. Взлёт, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, созвездие, луноход, космонавт, спутник, невесомость.
Вместе с ребенком родителям рекомендуется. Объяснить ребенку, почему празднуют день космонавтики, что это за праздник. Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю.А.Гагарине. Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду. Спросите у ребенка, почему иногда звезд не видно, как они это понимают, скажите верный ответ. Почитайте о космосе рассказы, стихи, отгадывайте загадки, попробуйте сами составить загадки. Маленькие сверкающие точки. Их видно только ночью. Живут они на небе. (Звезды.) Большое, теплое, круглое, Ходит – бродит по небу. (Солнце.) Желтый, похож на кусочек сыра, Висит на небе. (Месяц.) ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Дети (6—7 лет) должны знать:
Расширение словарного запаса детей: Названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперение, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван;
Действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Грамматический строй речи Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Лексический строй речи Материал для запоминания «Расскажи о птице»
Мамин праздник. СЛОВАРЬ. Существительные: Подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, дочь, внучка, сестра, тётя. Глаголы: Заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, накрывать (на стол), мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить. Прилагательные: Родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная Родителям рекомендуется: 1. Побеседовать с ребенком о празднике, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день. 2. Рассказать историю зарождения традиции праздновать 8-е марта. Помочь запомнить информацию.
ВЕСНА ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, ледоход, капель, паводок, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, подснежник, оттепель. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые, многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый, суровый.
Уважаемые родители! Предложите ребёнку ответить на вопросы:
Познакомьте ребёнка с приметами ранней весны:
Игра «Найди ошибки» Цели: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас по теме. Ход игры. Предлагаем детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы). Сначала читаем весь текст целиком. Спрашиваем, какие ошибки заметили дети. Затем читаем по одному предложению, даём ребятам возможность найти остальные ошибки. Просим, исправляя предложение, повторять его верно целиком. Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах) — сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники). Диалог Цель: развивать общие речевые навыки. — Ну, весна, как дела? — У меня уборка. — Для чего тебе метла? — Снег мести с пригорка. — Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек! — Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже. Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу! ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА Дидактические игры и упражнения.
Танкист — танкисты, летчик — летчики, моряк — моряки, солдат — солдаты, воин — воины, герой — герои, ракета — ракеты, шашка — шашки, пилотка — пилотки, лодка — лодки, пехотинец — пехотинцы, десантник — десантники, пограничник — пограничники. Образование множественного числа существительных в родительном падеже
Один пограничник, а в армии много (кого?) - в армии много пограничников словарь: танкистов, летчиков, моряков, много солдат, воинов, героев, ракет, шашек, пилоток, лодок, пехотинцев, десантников. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай» (детям от 5 лет)
Один солдат — два солдата — пять солдат, один матрос — два матроса — пять матросов, один пехотинец — два пехотинца — пять пехотинцев, один летчик — два летчика — пять летчиков, один парашютист — два парашютиста — пять парашютистов, одна пушка — две пушки — пять пушек, один пистолет — два пистолета — пять пистолетов, одно ружье — два ружья — пять ружей. Лексический строй речи
Артиллерия — артиллерист, вертолет — вертолетчик, кавалерия — ... , пехота — ... , разведка — ... , танк — ... , пулемет — ... , десант — ... , граница — ... , море — ... , парашют — ... , ракета — ... , космос — .... Игра «Назови солдата».
Если солдат охраняет границу, он кто? - Пограничник плавает на корабле - моряк ездит на танке - танкист плавает на подводной лодке - подводник проводит связь - связист летает на самолёте — лётчик служит в артиллерии - артиллерист летает на вертолёте — вертолётчик стреляет из автомата - автоматчик прыгает с парашютом — парашютист стреляет из пулемёта — пулемётчик Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?» (детям от 6 лет)
Зенитчик - стреляет из зенитки. танкист — ездит на танке лётчик — летает на самолёте пулемётчик — стреляет из пулемёта разведчик — ходит в разведку миномётчик — стреляет из миномёта вертолётчик — летает на вертолёте пограничник — охраняет границу моряк — плавает на корабле подводник — плавает на подводной лодке ракетчик — запускает ракеты артиллерист — стреляет из пушки связист — обеспечивает связь автоматчик — стреляет из автомата десантник — прыгает с парашютом Игра «Скажи иначе»: (учить ребёнка подбирать синонимы)
Солдат храбрый, а как сказать по-другому? - смелый, бесстрашный. Наша страна большая, а как сказать по-другому? -Огромная, необъятная... Наша армия... Построение монолога «Чем похожи и чем отличаются?»
Самолет и вертолет; катер и подводная лодка. ИНСТРУМЕНТЫ Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень. Глаголы: забивать, рубить, пилить, чинить, строить, собирать, разбирать, вскапывать, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать. Прилагательные: кожаный, металлический, кирпичный, стеклянный, острый, тяжёлый. Игра «Субботник» Цели: обогащать предикативный словарь, развивать слуховое внимание, логическое мышление. Читается детям текст, дети договаривают пропущенные глаголы. Сегодня в нашем саду субботник. Все папы и мамы вышли работать на участок. Митин папа взял пилу. Он ...ветки. Машина мама принесла кисточку и краску. Она ... забор. Сашиному папе выдали косу. Он ... траву. Родители Димы пришли с лопатами. Они ... землю и высевают семена. А мы с папой принесли молоток. Мы ... гвозди — ремонтируем скамейку. Все поработали дружно, и теперь на участке чисто и красиво. Игра «Стихи — небылицы» Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Инструменты». Предлагается детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки. Кистью гвозди забивают, Подметают молотком, Землю ножиком копают, Ну а пилят топором. С. Чешева Загадки Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки), расширять запас существительных в активном словаре детей по теме «Инструменты». Загадывается загадка, а дети должны отгадать, о каком инструменте идет речь, и объяснить, как они догадались. Зубастые, а не кусаются. (Грабли) Сам худ, а голова с пуд. (Молоток) Скручена, связана, На кол посажена, А по улице пляшет. (Метла) Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой) Кланяется, кланяется, Придёт домой — растянется. (Топор) Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой) Быстро грызёт, Мелко жуёт, А сама не глотает. (Пила) Текст для пересказа На верстаке лежит дубовая доска. Она вся в трещинах. Цвет у неё как у гнилого сена. Но Алёша видит не только это.Он видит, что в доске скрыт столик на острых точёных ножках. Началась работа. Инструменты в порядке. Алёша первый раз в жизни строгал брусок. Рубанок полз тяжело. Дерево сопротивлялось. Но как приятно чувствовать, как рождается новая вещь. По Э. Шиму Вопросы: Какая доска лежала на верстаке? Опишите её. Что увидел в доске Алёша? Как началась работа? Почему Алёше было приятно? ПРОФЕССИИ Расширение словарного запаса детей: Существительные: врач, строитель, учитель, фотограф, повар, парикмахер, полицейский, портной, сапожник, пекарь, писатель, водитель, библиотекарь, продавец, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, архитектор, доярка, педиатр, гончар, стеклодув, садовник;
1 апреля 2017 в 20:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.