"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"
Держим на контролеЭлектронный журнал Держим на контроле Как по рисунку диагностировать интеллектуальные и художественно-творческие способности детей Комарова Т.С.
Как провести педагогическую диагностику и не нарушить требования ФГОС ДО? Какой инструментарий использовать, чтобы заинтересовать детей и собрать максимум информации об их развитии? Обратитесь к доступной дошкольникам изобразительной деятельности. Предложите им превратить нарисованные на листе бумаги круги в различные предметы. С помощью данной диагностической методики вы оцените уровень интеллектуального и художественного развития по нескольким параметрам.
Для диагностики интеллекта, выявления индивидуальных особенностей характера и личности в мировой практике педагоги используют рисуночные тесты. Самый известный – тест Гудинаф-Харриса, который взяли на вооружение некоторые отечественные психологи, чтобы выявлять уровень подготовки дошкольников к школе. В тесте большое внимание уделяется рисованию кисти руки человека: надо нарисовать все пять пальцев на каждой руке, передать части пальцев, а большой палец изобразить перпендикулярно остальным. Однако умение рисовать тот или иной орган человека не дает основания оценивать уровень интеллектуального развития, одаренности и способностей ребенка, не говоря уже о подготовке к школе. Эта ненужная, научно необоснованная работа не позволит современным педагогам выполнить требования ФГОС ДО1 к художественно-эстетическому развитию детей, решению задач последующего обучения в школе, сосредоточить внимание на развитии одаренности и способностей. Предлагаем познакомиться с диагностической методикой «Круги интеллекта и творчества», которую педагоги могут использовать для оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
В чем заключается диагностическая методикаДиагностическая методика «Круги интеллекта и творчества» поможет выявить уровень развития художественного творчества у детей, охарактеризовать их интеллектуальное развитие по параметрам: богатство представлений об окружающем, умение сгруппировать эти представления, заполнить обобщенную форму конкретным содержанием, выделяя общее и характерное развитие образных представлений и др. Предлагаемое диагностическое задание учитывает возрастные возможности детей и опирается на их знания и опыт изобразительной деятельности. Воспитатели могут проводить данный рисуночный тест с детьми 4–7 лет. Суть теста заключается в том, что дошкольники создают образы разных предметов круглой формы, дополняют их характерными деталями и передают выразительность с помощью разных цветовых решений. Как оцениваются рисунки? Изображение предмета, объекта, явления связано не только с передачей художественных свойств создаваемых образов, что требует развития познавательных процессов, освоения операций сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения, ассоциативных связей. Художественная деятельность способствует художественно-эстетическому, интеллектуальному, умственному развитию детей. Поэтому критерии оценки образа, который создал ребенок, могут быть неоднозначными. Данная методика включает две группы критериев, в соответствии с которыми педагог оценивает: · уровень овладения умением создавать изображения (т. е. как ребенок создает образ: передает форму, строение предмета, пропорции, композицию, движение цвета, характер его линий и цветовое решение рисунка); · уровень его интеллектуального и художественного развития. В результате данной диагностики воспитатель получает представления о широте созданных детьми образов, обобщенных способах изображения, разнообразии нарисованных предметов, богатстве воображения, объединении нескольких кругов в один образ, выразительности рисунков. Как проводить диагностикуМатериалы. Для проведения рисуночного теста понадобятся цветные карандаши или фломастеры. Краски лучше не использовать, т. к. техника работы с ними сложнее, нужно дополнительное время, чтобы промыть кисть и дождаться, когда краска высохнет. Также нужны альбомные листы (А4) с нарисованными кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Такая величина кругов оптимальна для детей дошкольного возраста. Они могут свободно дорисовать их, и изображения будут хорошо смотреться на листе. Диагностическое задание. Дети садятся за столы. Воспитатель раскладывает альбомные листы с 6 кругами. Круги нарисованы графитным карандашом в два ряда (по три в ряду). Педагог объясняет детям задачу: «Рассмотрите круги на листе. Подумайте, какие предметы они вам напоминают. Что нужно сделать, чтобы круги были похожи на эти предметы? Дорисуйте все круги так, чтобы предметы были разными. Раскрасьте их, чтобы было красиво». Воспитанники самостоятельно превращают каждый круг в предмет. Через 5–7 минут педагог повторяет инструкцию, при этом он не делает подсказок и не показывает примеры. С помощью данного задания педагог приглашает детей пофантазировать, придумать что-то свое, принять самостоятельное решение, что соответствует их интересам и возможностям. В каждой возрастной группе время выполнения задания соответствует нормам СанПиН 2.4.1.3049–132: · не более 20 минут – для детей 4–5 лет; · не более 25 минут – для детей 5–6 лет; · не более 30 минут – для детей 6–7 лет. По завершении художественно-творческой работы педагог собирает рисунки, рассматривает их вместе с детьми. Они обсуждают созданные изображения, отмечают интересные решения. Затем педагог оформляет таблицу и выставляет баллы по критериям.
Примеры изображений, которые дети создали в процессе выполнения диагностического задания Критерии оценки. Результаты выполнения задания педагог оценивает по трем основным критериям: продуктивность, оригинальность, разработанность. По критерию «продуктивность» оценивается количество кругов, которые ребенок оформил в изображение какого-либо предмета. Если он превратил в разные предметы все шесть кругов, то получает 6 баллов. Критерий «оригинальность» предполагает учет и оценку только тех образов, которые создал один из воспитанников и которые не повторялись у других. Соответственно, оценка выставляется по числу оригинальных изображений. Оригинальность можно представить и в процентном выражении. Для этого число оригинальных образов, созданных каждым ребенком, надо соотнести с возможной высшей оценкой – 6 баллов (6 оригинальных образов). По критерию «разработанность» образа оценивается разнообразие средств выразительности, которые ребенок использовал, характерная детализация, цветовое решение, завершенный вид образа, его полнота, аккуратное выполнение изображения с учетом возрастных возможностей воспитанника. Баллы выставляются за каждый разработанный образ и его характеристики по 3-балльной шкале: · 1 балл – дорисовывание (либо закрашивание) с передачей 1 признака; · 2 балла – дорисовывание с передачей нескольких (2–3) признаков; · 3 балла – дорисовывание с передачей более 3 признаков. В перечень критериев оценки можно добавить дополнительные критерии: · гибкость: количество использованных категорий (стратегий) в содержании рисунков; · передача цвета: количество цветов в рисунке; · наличие интересных деталей; · соединение в одно изображение нескольких кругов (например: снеговик, светофор). Если ребенок нарисовал изображение в круге как в своеобразной рамке, такой рисунок не учитывается при оценке по всем показателям. Засчитываются только круги, которые он оформил в образ. В приложении 1 представлен пример таблицы баллирования изображений, которые дети создали в процессе выполнения диагностического задания. В результате подсчетов педагог получает характеристики составляющих интеллектуального развития: · диапазон знаний детей; · аналитические способности; · уровень развития ассоциативных связей; · оригинальность мышления; · умение объяснять, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Обработка полученных данных позволяет оценить уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения. В приложении 2 представлена диагностика интеллектуальных и художественно-творческих способностей.
Каковы результаты апробации диагностической методикиРисуночный тест «Круги интеллекта и творчества» был апробирован в старшей и подготовительной группах детского сада № 1350 и двух первых классах школы № 606 СВАО г. Москвы3. Работа проводилась в рамках экспериментальной площадки по проблеме преемственности в обучении детей изобразительной деятельности и формирования их творчества. Перечень образов, которые создали дети в процессе выполнения диагностического задания, представлен в приложении 3. Наиболее высокие показатели были получены в 1-м «Б» классе, который занимался по экспериментальной программе. Кроме того, часть детей из этого класса посещала детский сад № 1350, в котором велась работа по преемственности. Даже по простому перечислению изображенных предметов показатели 1-го «Б» класса вдвое превышают показатели 1-го «В» класса. Из групп детского сада более высокие результаты показала старшая группа № 8 (воспитатель – С.М. Фокина). У детей этой группы высокий уровень достижений был и по другим разделам. В рисунках дошкольников педагоги отметили: · незначительное количество или отсутствие картинок в круге. То есть почти все круги дети оформили в образ, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития образного мышления; · более высокое в сравнении с другими группами количество оригинальных изображений, что позволяет предположить и более высокий уровень креативности у детей. Это подтверждает положение о том, что изобразительная деятельность аккумулирует в себе всю воспитательно-образовательную работу с детьми. Результат обучения изобразительной деятельности и развития творчества дошкольников всегда выше в тех группах, в которых при прочих равных условиях выше уровень воспитательно-образовательной работы. С другой стороны, занятия изобразительной деятельностью способствуют всестороннему воспитанию и развитию детей, и не только эстетическому, нравственному, трудовому, но и интеллектуальному. Приложение 1Таблица баллирования изображений, которые создали дети в процессе выполнения диагностического задания (образные представления / образные обобщения)
>>вернуться в текст Приложение 2Диагностика интеллектуальных и художественно-творческих способностей детей№ группы _________________________________________________
Количественные оценки
Приложение 3Перечень образов, которые создали дети в процессе выполнения диагностического задания
Примечание. В тех случаях, когда тот или иной образ встречался в рисунках других детей, в таблицу вносилось общее число таких образов. 1 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». >>вернуться в текст 2 СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013. № 26. >>вернуться в текст 3 В статье приведены наименования образовательных организаций города Москвы на момент проведения исследования, до объединения школ и детских садов в образовательные комплексы. – Примеч. ред. >>вернуться в текст (сервис доступен на e.stvospitatel.ru). 28 марта 2017 в 20:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.