"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"

Перспективный план по развитию навыков сотрудничества с детьми старшего дошкольного возраста

месяц

Образовательная область

Взаимодействие с семьёй

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое

развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое

развитие

Сентябрь

 

 

Задачи:

Направить детей на эмоционально – волевую сферу и  сплочение детского коллектива,

 - настроить

группу на совместные работы; - установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Диагностика обследования (наблюдение, вопросы, диагностические ситуации - по методике “Секрет”  Т. А. Репиной) Цель - Определить статус и уровень  сформированности  коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.

 

 

Анкетирование, опрос.

Знакомство родителей с задачами

данного периода, повышение их

компетентности с целью вовлечения

совместный образовательный

процесс.

 

 

Беседы, консультативные встречи по заявкам, согласование индивидуальных планов оздоровления,

«Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

 

 

«Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

 

«Лото настроений»

 

Цель: развивать мимику лица. Познакомить с изображениями эмоционального состояния

 

 

 

«Ищем клад»

 

Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей.

 «Рассказ по кругу»

 

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

 

 

 

«Волшебные очки».

 

Цель: увидеть и придумать что-нибудь интересное о сверстнике.

 

Аппликация «Цветные

ладошки друзей»

Цель: поддерживать у детей желание

сотрудничать и

умение

согласовывать деятельность друг

другом.

 

 

«Скажи по-разному»

 

Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.

 

 

«Клеевой ручеёк»

 

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

«Услышь своё имя»

 

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости

Октябрь

 

Задачи:

Побуждать интерес детей к

характерным эмоциям человека и

эмоциональным состояниям;

 

-обогащать представления старших

дошкольников о сверстнике как о

партнере по совместной

деятельности;

 

- поддерживать у детей желание

сотрудничать, учить способам

приглашения на игру, умение

согласовывать деятельность друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Головомяч 

Цель: развитие навыков сотрудничества.

(Кол-во игроков: любое чётное.Облегчить игру можно, предложив поднимать мяч из положения на корточках.

Усложнить игру – поднимать мяч втроём.

 

 

«Как ты себя чувствуешь»

 

Цель: развить умения чувствовать настроение другого

.

 

 

«Кто что носит»

Цель: учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

 

«Кукольный театр»

 

Цель: помочь детям моделировать конструктивные диалоги

Одна из кукол идёт в магазин и требует всё-всё-всё, остальные должны объяснить, почему так делать нельзя и почему невозможно купить всё, что хочется.

 

 

«Выразительные движения»  

 

Цель: развитие мимики, пантомимики, движений, снятие напряжения.

(выполнить движение жестом- высокий;

маленький;

там и т.д)

Беседа: Игровая ситуация - Предложить детям ситуацию, героями которой они становятся. «Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь и сделаешь, чтобы лиса тебя не съела?» Дети отвечают по очереди, дополняя, ответы друг, друга.

 

«Пойми меня»

 

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях (кто говорит: экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой)

 «Диалог-шутка»

 

Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.

 

Рисование «Мальчики и девочки»

 

Цель: учить способам приглашения на игру

 

 

 

 «Неожиданные картинки» 

 

Цель: Способствовать осознанию детьми своего поведения.

«Улитка»

 

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

 

«Сороконожка»

 

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

 

 

 

«Передай сигнал» 

 

Цель: Преодоление защитных барьеров среди сверстников. Дети берутся за руки.

Беседы, консультативные встречи по заявкам, согласование индивидуальных планов.

 

Выставки осенних поделок

 

Праздники



 

 

Проектная деятельность

Помощь в создании государства «Мир улыбок»

Ноябрь

 

Задачи:

Формировать у детей этически

ценные способы общения со

сверстниками и взрослыми;

 

- способствовать возникновению

дружеских, партнерских

отношений;

 

-воспитывать заботливое и

внимательное отношение к

окружающим сверстникам и

взрослым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

 

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

«Мы убираем игрушки»

 «Веслая мастерская»

 

Цель: Учить детей по предложению воспитателя обращать внимание на хорошие действия и поступки в группе, на бережное отношение к игрушкам, стремление содержать их в порядке.

 

«Передай сигнал» 

 

Цель: Преодоление защитных барьеров среди сверстников. Дети берутся за руки

«Близнецы»

 

Цель:

развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку.

(по сигналу “Найди друга” - ищут пару)

 

 

«Менялки»

 

Цель:Научить слушать, понимать и действовать по правилам (меняются местами  или быстро встают те, у кого…красные шорты и т.д.)

 

Игровая ситуация «Помогаю другу»

 

Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают по очереди.  Каждый ребёнок должен продолжить начало одной фразы. «Мой друг случайно разлил компот, и я …». 

 

 

 

 

Пересказ «Разве так

играют».

 

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников

 

Игры-ситуации

разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его и т.д.

 

Лепка «Скульпторы»

 

Цель: развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

 

 

 

 

«Вежливые слова»

 

 

Цель:Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

 

«Разговор через стекло»

Цель: развить умение мимику и жесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Липучка»

 

Цель:Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

 

«День открытых дверей»

 «Учимся, играя»

 

Подбор игр на развитие

сотрудничества и

составление картотеки.

 

 

Консультации по
Спортивно-физкультурные досуги и праздники.

Домашние занятия родителей с детьми

 

 

Оформление информационных материалов

Декабрь

Задачи:

Способствовать развертыванию

положительных взаимоотношений

возможностей понимать друг друга,

-откликаться на сверстника, активно;

-обращаться по поводу совместной

деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

беседа «Расскажи о своем друге», «Что такое дружба».

 

Дети передают какое либо предмет, и завершают фразу (самый улыбчивый, добрый, приветливый, веселый т. д.)

 

 

 

 

«Гусеница»

Цель:  учить детей доверию и  быть одной командой.

 

«Я – хороший», «Толя – хороший». Почему?

 

Цель: Учить детей говорить о себе с положительным чувством:

 

«Менялки»

 

Цель: научить слушать, понимать и действовать по правилам (меняются местами  или быстро встают те, у кого…красные шорты и т.д.)

Игра «Пиктограммы»

 

Цель: учить определять эмоциональные состояния человека по его жестам, позе (пантомимике)

 

Упражнение «Ботинки» Цель: Развитие навыков группового взаимодействия, умения договориться. Все дети садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы помещения. Встают, берутся за руки и пытаются обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

 

Игра-драматизация «Взаимоотношения»

 

Цель: помочь осознать, что отношение со стороны других людей зависит, прежде всего от самих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Эхо»

1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.

2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики».

«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша? И т. д.».

 

 

Аппликация в парах:

«Снеговики в шапочках и

шарфиках»

 

Рисование

«Дом, в котором мы

живем»

 

Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные навыки сверстника.

 

 

«Тарелочка»

Цель: Развивать возможность  понимать друг друга и откликаться на сверстника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Зайки и слоники»

 

Цель: способствовать повышению самооценки; дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми.

 

Родительское собрание

«Использование информационно-компьютерных технологий и технических средств обучения (демонстрация видеофильмов, презентаций и др.)
- оформление стендов, «уголков  родителей»
-беседа разучить новые Дидактические игры (памятки)

 

Просмотр видео

 

Фотовыставки

Выставки новогодних поделок

Праздники

Развлечения

Досуги

Январь

Задачи:

Учить ставить и принимать общую

цель в предстоящей деятельности;

 

-участвовать в элементарном

планировании,

 

-действовать параллельно, рядом с

партнером;

 

-совместно

оценивать итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ театра пересказы парами, по очереди.

 «Теремок»,

Три медведя»

Цель: научить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других людей.

 

 

 

 

«Подарок на всех»

 

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

 

«Оживи маску»

 

 

Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

 

 

 

 

 

 

«Подарок на всех»

(Цветик-семицветик)

Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

 

«Холодно – горячо, право – лево»

Цель: Учить контролировать свои движения и работать по инструкции

«Изобрази пословицу»

 

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

(“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”)

 

 

 

 

 

 

«Позвони другу»

 

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

 

 

 

Аппликация в парах

 «Дед Мороз и

Снегурочка»,

Цель: действовать параллельно, рядом с

Партнером и совместно оценивать итог.

Рисование

 «Лягушонка в

Коробченке», рисование

 

 

 

Игра «Имя»

 

Цель: способствовать идентификации ребенка со своим именем.

 

 

Сказка Х.-К.Андерсона «Дюймовочка». Игра «Кто это».

воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

«На мостике»

  

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

 

«Крокодил в болоте»  

 

Цель: развитие двигательной активности и воспитание умения сдерживаться

 

Показ, объяснение, личный пример педагога, беседы с детьми о значении  закаливающих процедур.

Консультации,
рекомендации по чтению.
Участие:
- в создании выставки детской 
литературы;

Посещение детской библиотеки. Запись.

 

 

 Дидактические игры (памятки)

Февраль

 

Задачи:

 

Учить детей объединяться в группы

разными способами;

- настраивать

детей на положительное терпеливое

отношение друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Окажи внимание другому»

 

Цель: развитие умения выражать своё положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания.

 

 

«Вежливый трамвайчик»

 

Цель: закреплять знание вежливых слов, воспитание коммуникативных качеств.

 

Самостоятельная двигательная деятельность детей
Игра
Игровые упражнения

«Мы – разные»

 

Цель: развитие внимания, наблюдательности, умение различать индивидуальные особенности детей.

 

 

 

 

 

 «Дотронься до... »

 

Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего! ». Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участник

 

Рассказы по сюжетным

картинкам

«Путешествие на

зонтике»

 

Пересказ

русской народной сказки

«Лиса и волк»

 

Цель: учить перерабатывать информацию:

Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации

 

 

 

Чтение и обсуждение стихотворения Р.Бойко

«Идет солдат по улице, на нем блестят медали...».

 

Цель: Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову

Совместные работы по аппликации

«Улицы

нашего города»

 

Цель: Развиваем способность аргументировать свою точку зрения.

 

 

 

«Правила доброты»

 

- Помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду.

- Прощай ошибки других.

- Не заидуй.

- Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается ыв твоей поддержке, помощи, сочувствии.

 

«Найди друга».

 

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями

 

 

Спортивно-физкультурные досуги и праздники.

 

Совместные игры,


беседы.

Открытые занятия

Март

 

Задачи:

 

Развивать способность к

совместному планированию,

координированию совместных

действий и договариваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

Задачи:

 

Учить разным способам объединения

в пары, группы;

 

-Развивать умение обождать,

уступить, послушать партнера,

распределить работу.

 

 

 

 

 

Беседа «Что мама и папа делают весной?»

( По примеру и напоминанию воспитателя пользоваться ласковыми словами)

 

Цель:Формировать потребность задавать вопросы о членах семьи, о своих действиях.

 

 

«Назови себя»

 

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

 

«Хор животных».

 

Цель: Налаживание взаимодействия отдельных объединений детей, сплочение детского коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Волшебный стул»

 

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные,  ласковые слова.

 

 

 «Да» и «нет» не говори»

 

Цель - развивать произвольное поведение, воображение и эмоционально-волевые процессы.

 

 

Игра «Магазин зеркал» 

 

Цель: Развивать способность понимать и изображать невербальные средства общения.

«Правила честности»

 

- Сказал – сделай.

- Не уверен – не обещай.

- Ошибся – признайся.

- Забыл – попроси прощение.

- Говори то, что думаешь.

- Не можешь сказать правду – объясни поему.

- Не выдавай чужую тайну.

 

 

 

 

Беседа

Мир звуков. Всегда ли человек умел говорить?

 

Цель: Продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи, умение вести диалог; совершенствовать фонематический слух, умение различать на слух все звуки родного языка.

 

 

 

 

В занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Тематические беседы.

Игры-предположения,

 

 

 

Игра «Золотой ключик»

 

Цель: формировать навыки сотрудничества. Задачи:

учиться последовательно выполнять игровые действия;

согласовывать собственные действия с действиями партнеров по игре.

 

Беседа «Узнай себя, своих друзей на фото»

Словесная игра «Скажи ласково»

 

Цель: Учить детей узнавать своих сверстников и называть их по именам.

 

«Моё настроение»

 

Цель:Развитие     умений описывать свое настроение, распознавать настроение других; развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо  цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

 

Цель: Продолжать развивать интерес к художественному слову, прививать чуткость к художественному слову.

 

 

 

Занятия по 
обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя
-обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы 
( сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление)

Совместные работы по лепке:

 « Сюжет из

сказки»

 

 

Здравствуй, это - я!

 

Цель: Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения

 

 

 

 

Русский фольклор. Песенка «Идет матушка-весна». Игра «Совушка».

 

Цель:  продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

 

 

 

 

 

 

 

Рисование по замыслу

 

Цель:

Продолжать формировать умения рассматривать свои рабо­ты, выделять интересные по за­мыслу изображения, оценивать работы

 

 

Русский фольклор. Небылица «Вы послушайте, ребята».

 

Цель: продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

 

Игра «Заводные игрушки»

 

 Цель: Снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

«Игрушка» выполняет характерные движения (петушок – кукарекает, кошка, собака, поросенок, медведь и т. д.) .

 

«Маленькое «приведение.

 

Цель: научить, в приемлемой форме выплеснуть, накопившийся у агрессивного ребёнка гнев.

 

 

«Ладонь в ладонь»

 

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Прогулка по ручью» 

 

Цель: Развитие навыков сотрудничества, умения найти приемлемое решение.

 

 

 

 

 

Игра «Хоровод»

 

 

 Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения.

Чтение, разучивание стихов скороговорок, чистоговорок.

 

Дидактические игры:
подготовка необходимого дидактического материала для выбранных игр

 

(игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чтение, разучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.
- Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования, праздники.

 

Оформление группы к  тематическим неделям

и  календарным праздникам.

Май

 

Задачи:

 

Определение результатов усвоения

навыков сотрудничества и

наблюдение в процессе

деятельности, беседы,

 

Диагностика обследования

 

Определить дальнейшую работу с

детьми,

решение проблемных

ситуаций

 

 

«Сочиняем песню»

 

Воспитатель предлагает детям послушать знакомое четверостишие. Дети, разбившись на подгруппы (по 4-5 человек), должны придумать свою мелодию к этим словам и исполнить ее. Часть детей может выполнять роли членов жюри. Они слушают исполнение, обсуждают и выбирают лучший вариант. Победителям можно вручить диплом или приз.

Игра «Осторожно, парусная лодка в опасности»

 

Цель: совершенствовать навыки сотрудничества детей при вы­полнении игрового задания. Задачи:

-научить принимать цели совместной деятельности;

-учиться предварительно согласовывать и планировать совмест­ную деятельность;

-учить каждого участника старательно выполнять часть общей работы;

-объединять результаты в общий итог совместной работы, оце­нивать собственную деятельность.

 

«Созвучные слова»

 

Цель :  развитие способности эффектно взаимодействовать в общении

 

Дети стоят в круге, поочередно бросая друг другу мяч. Ребенок, бросивший мяч первым, произносит какое-либо слово, например «мяч».

Тот, кто ловит, отвечает созвучным словом (например, «грач») и перебрасывает мяч третьему, и т.д. Если ребенок не успел подобрать слово, он выбывает из игры.

 

«Птицы синие и красные»

 

Цель: Учить: передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму.

 

лепка «

Пластилиновый

спектакль»

 

 

 

Игра «Комплименты». 

 

Цель: развитие социальной наблюдательности, позитивной установки на восприятие сверстника, умение позитивно его оценить.

Игра «Клеевой дождик»

 

Задачи:

- развить чувство коллектива, умение согласовывать свои движения с движениями окружающих;

- способствовать снятию эмоционального и физического напряжения.

 

Игра «Только вместе» 

 

Цель: Развивать умение почувствовать партнёра, проявить терпимое отношение во взаимодействии с разными детьми

Консультации, беседы.


Открытые просмотры.


Совместные игры.

 

 

 

Консультативные встречи по заявкам, согласование индивидуальных планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26 марта 2017 в 00:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.