месяц |
Образовательная область |
Взаимодействие с семьёй |
Социально – коммуникативное развитие |
Познавательное развитие |
Речевое
развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
Физическое
развитие |
Сентябрь
Задачи:
Направить детей на эмоционально – волевую сферу и сплочение детского коллектива,
- настроить
группу на совместные работы; - установить эмоциональный контакт между всеми участниками. |
Диагностика обследования (наблюдение, вопросы, диагностические ситуации - по методике “Секрет” Т. А. Репиной) Цель - Определить статус и уровень сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.
|
Анкетирование, опрос.
Знакомство родителей с задачами
данного периода, повышение их
компетентности с целью вовлечения
совместный образовательный
процесс.
Беседы, консультативные встречи по заявкам, согласование индивидуальных планов оздоровления, |
«Слепец и поводырь»
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
«Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
|
«Лото настроений»
Цель: развивать мимику лица. Познакомить с изображениями эмоционального состояния
«Ищем клад»
Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей. |
«Рассказ по кругу»
Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
«Волшебные очки».
Цель: увидеть и придумать что-нибудь интересное о сверстнике.
|
Аппликация «Цветные
ладошки друзей»
Цель: поддерживать у детей желание
сотрудничать и
умение
согласовывать деятельность друг
другом.
«Скажи по-разному»
Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.
|
«Клеевой ручеёк»
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
«Услышь своё имя»
Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости |
Октябрь
Задачи:
Побуждать интерес детей к
характерным эмоциям человека и
эмоциональным состояниям;
-обогащать представления старших
дошкольников о сверстнике как о
партнере по совместной
деятельности;
- поддерживать у детей желание
сотрудничать, учить способам
приглашения на игру, умение
согласовывать деятельность друг с другом.
|
Головомяч
Цель: развитие навыков сотрудничества.
(Кол-во игроков: любое чётное.Облегчить игру можно, предложив поднимать мяч из положения на корточках.
Усложнить игру – поднимать мяч втроём.
«Как ты себя чувствуешь»
Цель: развить умения чувствовать настроение другого
.
«Кто что носит»
Цель: учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
|
«Кукольный театр»
Цель: помочь детям моделировать конструктивные диалоги
Одна из кукол идёт в магазин и требует всё-всё-всё, остальные должны объяснить, почему так делать нельзя и почему невозможно купить всё, что хочется.
«Выразительные движения»
Цель: развитие мимики, пантомимики, движений, снятие напряжения.
(выполнить движение жестом- высокий;
маленький;
там и т.д) |
Беседа: Игровая ситуация - Предложить детям ситуацию, героями которой они становятся. «Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь и сделаешь, чтобы лиса тебя не съела?» Дети отвечают по очереди, дополняя, ответы друг, друга.
«Пойми меня»
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях (кто говорит: экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) |
«Диалог-шутка»
Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.
Рисование «Мальчики и девочки»
Цель: учить способам приглашения на игру
«Неожиданные картинки»
Цель: Способствовать осознанию детьми своего поведения. |
«Улитка»
Цель: развитие выдержки и самоконтроля.
«Сороконожка»
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
«Передай сигнал»
Цель: Преодоление защитных барьеров среди сверстников. Дети берутся за руки. |
Беседы, консультативные встречи по заявкам, согласование индивидуальных планов.
Выставки осенних поделок
Праздники
Проектная деятельность
Помощь в создании государства «Мир улыбок» |
Ноябрь
Задачи:
Формировать у детей этически
ценные способы общения со
сверстниками и взрослыми;
- способствовать возникновению
дружеских, партнерских
отношений;
-воспитывать заботливое и
внимательное отношение к
окружающим сверстникам и
взрослым.
|
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
«Мы убираем игрушки»
«Веслая мастерская»
Цель: Учить детей по предложению воспитателя обращать внимание на хорошие действия и поступки в группе, на бережное отношение к игрушкам, стремление содержать их в порядке.
«Передай сигнал»
Цель: Преодоление защитных барьеров среди сверстников. Дети берутся за руки |
«Близнецы»
Цель:
развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку.
(по сигналу “Найди друга” - ищут пару)
«Менялки»
Цель:Научить слушать, понимать и действовать по правилам (меняются местами или быстро встают те, у кого…красные шорты и т.д.)
|
Игровая ситуация «Помогаю другу»
Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают по очереди. Каждый ребёнок должен продолжить начало одной фразы. «Мой друг случайно разлил компот, и я …».
Пересказ «Разве так
играют».
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников
Игры-ситуации
разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его и т.д.
|
Лепка «Скульпторы»
Цель: развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.
«Вежливые слова»
Цель:Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
|
«Разговор через стекло»
Цель: развить умение мимику и жесты.
«Липучка»
Цель:Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.
|
«День открытых дверей»
«Учимся, играя»
Подбор игр на развитие
сотрудничества и
составление картотеки.
Консультации по
Спортивно-физкультурные досуги и праздники.
Домашние занятия родителей с детьми
Оформление информационных материалов |
Декабрь
Задачи:
Способствовать развертыванию
положительных взаимоотношений
возможностей понимать друг друга,
-откликаться на сверстника, активно;
-обращаться по поводу совместной
деятельности.
|
беседа «Расскажи о своем друге», «Что такое дружба».
Дети передают какое либо предмет, и завершают фразу (самый улыбчивый, добрый, приветливый, веселый т. д.)
«Гусеница»
Цель: учить детей доверию и быть одной командой.
«Я – хороший», «Толя – хороший». Почему?
Цель: Учить детей говорить о себе с положительным чувством:
|
«Менялки»
Цель: научить слушать, понимать и действовать по правилам (меняются местами или быстро встают те, у кого…красные шорты и т.д.)
Игра «Пиктограммы»
Цель: учить определять эмоциональные состояния человека по его жестам, позе (пантомимике)
Упражнение «Ботинки» Цель: Развитие навыков группового взаимодействия, умения договориться. Все дети садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы помещения. Встают, берутся за руки и пытаются обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.
|
Игра-драматизация «Взаимоотношения»
Цель: помочь осознать, что отношение со стороны других людей зависит, прежде всего от самих детей.
«Эхо»
1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.
2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики».
«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша? И т. д.».
|
Аппликация в парах:
«Снеговики в шапочках и
шарфиках»
Рисование
«Дом, в котором мы
живем»
Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные навыки сверстника.
|
«Тарелочка»
Цель: Развивать возможность понимать друг друга и откликаться на сверстника.
Игра «Зайки и слоники»
Цель: способствовать повышению самооценки; дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми.
|
Родительское собрание
«Использование информационно-компьютерных технологий и технических средств обучения (демонстрация видеофильмов, презентаций и др.)
- оформление стендов, «уголков родителей»
-беседа разучить новые Дидактические игры (памятки)
Просмотр видео
Фотовыставки
Выставки новогодних поделок
Праздники
Развлечения
Досуги |
Январь
Задачи:
Учить ставить и принимать общую
цель в предстоящей деятельности;
-участвовать в элементарном
планировании,
-действовать параллельно, рядом с
партнером;
-совместно
оценивать итог.
|
Показ театра пересказы парами, по очереди.
«Теремок»,
Три медведя»
Цель: научить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других людей.
«Подарок на всех»
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
|
«Оживи маску»
Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.
«Подарок на всех»
(Цветик-семицветик)
Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
«Холодно – горячо, право – лево»
Цель: Учить контролировать свои движения и работать по инструкции |
«Изобрази пословицу»
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
(“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”)
«Позвони другу»
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
|
Аппликация в парах
«Дед Мороз и
Снегурочка»,
Цель: действовать параллельно, рядом с
Партнером и совместно оценивать итог.
Рисование
«Лягушонка в
Коробченке», рисование
Игра «Имя»
Цель: способствовать идентификации ребенка со своим именем.
Сказка Х.-К.Андерсона «Дюймовочка». Игра «Кто это».
воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. |
«На мостике»
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
«Крокодил в болоте»
Цель: развитие двигательной активности и воспитание умения сдерживаться
Показ, объяснение, личный пример педагога, беседы с детьми о значении закаливающих процедур. |
Консультации,
рекомендации по чтению.
Участие:
- в создании выставки детской
литературы;
Посещение детской библиотеки. Запись.
Дидактические игры (памятки) |
Февраль
Задачи:
Учить детей объединяться в группы
разными способами;
- настраивать
детей на положительное терпеливое
отношение друг к другу.
|
«Окажи внимание другому»
Цель: развитие умения выражать своё положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания.
«Вежливый трамвайчик»
Цель: закреплять знание вежливых слов, воспитание коммуникативных качеств.
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Игра
Игровые упражнения |
«Мы – разные»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, умение различать индивидуальные особенности детей.
«Дотронься до... »
Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего! ». Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участник
|
Рассказы по сюжетным
картинкам
«Путешествие на
зонтике»
Пересказ
русской народной сказки
«Лиса и волк»
Цель: учить перерабатывать информацию:
Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации
Чтение и обсуждение стихотворения Р.Бойко
«Идет солдат по улице, на нем блестят медали...».
Цель: Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову |
Совместные работы по аппликации
«Улицы
нашего города»
Цель: Развиваем способность аргументировать свою точку зрения.
«Правила доброты»
- Помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду.
- Прощай ошибки других.
- Не заидуй.
- Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается ыв твоей поддержке, помощи, сочувствии.
|
«Найди друга».
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями
|
Спортивно-физкультурные досуги и праздники.
Совместные игры,
беседы.
Открытые занятия |
Март
Задачи:
Развивать способность к
совместному планированию,
координированию совместных
действий и договариваться.
Апрель
Задачи:
Учить разным способам объединения
в пары, группы;
-Развивать умение обождать,
уступить, послушать партнера,
распределить работу.
|
Беседа «Что мама и папа делают весной?»
( По примеру и напоминанию воспитателя пользоваться ласковыми словами)
Цель:Формировать потребность задавать вопросы о членах семьи, о своих действиях.
«Назови себя»
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
«Хор животных».
Цель: Налаживание взаимодействия отдельных объединений детей, сплочение детского коллектива.
«Волшебный стул»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
«Да» и «нет» не говори»
Цель - развивать произвольное поведение, воображение и эмоционально-волевые процессы.
Игра «Магазин зеркал»
Цель: Развивать способность понимать и изображать невербальные средства общения. |
«Правила честности»
- Сказал – сделай.
- Не уверен – не обещай.
- Ошибся – признайся.
- Забыл – попроси прощение.
- Говори то, что думаешь.
- Не можешь сказать правду – объясни поему.
- Не выдавай чужую тайну.
Беседа
Мир звуков. Всегда ли человек умел говорить?
Цель: Продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи, умение вести диалог; совершенствовать фонематический слух, умение различать на слух все звуки родного языка.
В занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Тематические беседы.
Игры-предположения,
Игра «Золотой ключик»
Цель: формировать навыки сотрудничества. Задачи:
учиться последовательно выполнять игровые действия;
согласовывать собственные действия с действиями партнеров по игре.
|
Беседа «Узнай себя, своих друзей на фото»
Словесная игра «Скажи ласково»
Цель: Учить детей узнавать своих сверстников и называть их по именам.
«Моё настроение»
Цель:Развитие умений описывать свое настроение, распознавать настроение других; развитие эмпатии.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.
Стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?»
Цель: Продолжать развивать интерес к художественному слову, прививать чуткость к художественному слову.
Занятия по
обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя
-обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы
( сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление) |
Совместные работы по лепке:
« Сюжет из
сказки»
Здравствуй, это - я!
Цель: Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения
Русский фольклор. Песенка «Идет матушка-весна». Игра «Совушка».
Цель: продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Рисование по замыслу
Цель:
Продолжать формировать умения рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы
Русский фольклор. Небылица «Вы послушайте, ребята».
Цель: продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Игра «Заводные игрушки»
Цель: Снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.
«Игрушка» выполняет характерные движения (петушок – кукарекает, кошка, собака, поросенок, медведь и т. д.) .
|
«Маленькое «приведение.
Цель: научить, в приемлемой форме выплеснуть, накопившийся у агрессивного ребёнка гнев.
«Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Упражнение «Прогулка по ручью»
Цель: Развитие навыков сотрудничества, умения найти приемлемое решение.
Игра «Хоровод»
Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения. |
Чтение, разучивание стихов скороговорок, чистоговорок.
Дидактические игры:
подготовка необходимого дидактического материала для выбранных игр
(игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- Чтение, разучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.
- Беседа
Мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования, праздники.
Оформление группы к тематическим неделям
и календарным праздникам. |
Май
Задачи:
Определение результатов усвоения
навыков сотрудничества и
наблюдение в процессе
деятельности, беседы,
Диагностика обследования
Определить дальнейшую работу с
детьми,
решение проблемных
ситуаций
|
«Сочиняем песню»
Воспитатель предлагает детям послушать знакомое четверостишие. Дети, разбившись на подгруппы (по 4-5 человек), должны придумать свою мелодию к этим словам и исполнить ее. Часть детей может выполнять роли членов жюри. Они слушают исполнение, обсуждают и выбирают лучший вариант. Победителям можно вручить диплом или приз. |
Игра «Осторожно, парусная лодка в опасности»
Цель: совершенствовать навыки сотрудничества детей при выполнении игрового задания. Задачи:
-научить принимать цели совместной деятельности;
-учиться предварительно согласовывать и планировать совместную деятельность;
-учить каждого участника старательно выполнять часть общей работы;
-объединять результаты в общий итог совместной работы, оценивать собственную деятельность.
|
«Созвучные слова»
Цель : развитие способности эффектно взаимодействовать в общении
Дети стоят в круге, поочередно бросая друг другу мяч. Ребенок, бросивший мяч первым, произносит какое-либо слово, например «мяч».
Тот, кто ловит, отвечает созвучным словом (например, «грач») и перебрасывает мяч третьему, и т.д. Если ребенок не успел подобрать слово, он выбывает из игры.
|
«Птицы синие и красные»
Цель: Учить: передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму.
лепка «
Пластилиновый
спектакль»
Игра «Комплименты».
Цель: развитие социальной наблюдательности, позитивной установки на восприятие сверстника, умение позитивно его оценить. |
Игра «Клеевой дождик»
Задачи:
- развить чувство коллектива, умение согласовывать свои движения с движениями окружающих;
- способствовать снятию эмоционального и физического напряжения.
Игра «Только вместе»
Цель: Развивать умение почувствовать партнёра, проявить терпимое отношение во взаимодействии с разными детьми |
Консультации, беседы.
Открытые просмотры.
Совместные игры.
Консультативные встречи по заявкам, согласование индивидуальных планов. |
|