"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"

Методическая разработка по теме: «Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»

 МДОБУ «Детский сад № 8 «Сказка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка по теме:

«Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»

 Воспитатель: Мановцева Анжелика Владимировна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Волхов

2016 г.



Содержание

1.  Актуальность темы

2. Понятие «сотрудничество»

3. Дидактическая игра, как метод развития навыков сотрудничества

4. Система работы по развитию навыков сотрудничества

5. Социометрическое обследование. Результаты работы. Выводы.

  


1. Актуальность темы

 Обучение для малыша – это очень трудная работа, которую можно выполнять в одиночку или сообща с другими детьми. Вместе получается быстрее и интереснее, но только при условии, что партнёры владеют навыками сотрудничества.

Навыки сотрудничества – это доведенное до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в коллективном деле.

В старшем дошкольном возрасте дети имеют достаточный опыт взаимодействия с взрослым, со сверстниками. Они уже научились работать в парах, в группах, научились элементарным формам оценки и контроля. Данная работа продолжается, но формы взаимодействия усложняются.

Схема занятия с детьми старшего дошкольного возраста остается такой же, как и в средней группе, однако увеличивается число познавательных задач, за счет сокращения времени на организацию сотрудничества. Согласованная, совместная ценностная значимая для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов, к решению участниками значимой для них задачи.

Обучающая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.

Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул, вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д.

Актуальность темы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствовании игровых методов на формирование личности ребенка с целью, развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования коммуникативных навыков, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие готовность к обучению в школе.

Несмотря на множественность подходов, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития форм взаимодействия старших дошкольников в игре, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования, что предопределило нашу проблему: развитие коммуникативных навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.

2. Понятие «сотрудничество»

Сотрудничество – это то, что помогает любое дело превратить в интересное и полезное для себя и других занятие.

Сотрудничество представляет собой гуманистическую идею совместной развивающей деятельности взрослого и детей.

Сотрудничество предполагает активность деятельности всех участников процесса. А игра - основной вид деятельности дошкольника. Для старшего дошкольного возраста большую эффективность для гармоничного развития ребенка представляют именно обучающие игры. Любая игра предполагает коммуникативное общение.

Этапы развития сотрудничества:
1 этап: Вводный Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Задачи:

1. Поддержать положительный эмоциональный фон во взаимодействии детей со сверстниками;

2. Ориентировать детей на эмоциональное состояние партнера;

3. Проводить беседы по обогащению и уточнению правил сотрудничества и дружбы;

4. Демонстрировать образцы поведения и действия с использованием игровых персонажей;

5. Корректировать поведение ребенка в процессе выполнения действий в случае конфликта;

6. Быть партнером или посредником в процессе общения и совместной деятельности.

Пример ситуации:

Ситуация «Говорящие куколки». Куклы демонстрируют разные ситуации и дают образцы речевых конструкций

Речевые образцы:

1. Что нам надо сделать?

2. Мы сделаем это вместе.

3. По одному ничего не получится.

4. Будем делать вместе и не ссориться.

5. Давай вместе подумаем, что нам нужно для выполнения задания.

6. Давай распределим работу между собой.

7. Кто начнет, кто продолжит?

8. Покажи, как ты делаешь?

9. Давай сравним, как у нас вместе получилось.

Решая проблемные ситуации, дети постепенно научаться применять правила сотрудничества:

o Слушай партнера и понимай.

o Не молчи, а обсуждай.

o Сделай сам и помоги, кому трудно.

o Спрашивай, не робей, и помощь придет быстрей.

o Знаешь больше, не гордись, чем умеешь –поделись.

2 этап: Рабочий Цель - на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят: игровые упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально - личностной и познавательной сферы ребенка.

Основные элементы:

o элементы сказкотерапии с импровизацией;

o игры на развитие навыков общения;

o игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

o рисование, кляксография.

3 этап: Завершающий Цель - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка. Организация контроля и оценки.

 На занятиях и в совместной работе с детьми я чаще всего использую:

o развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков сотрудничества);

o рисование;

o моделирование и анализ заданных ситуаций;

o подвижные игры;

o рассматривание рисунков и фотографий;

o игровые обучающие ситуации;

o чтение художественных произведений;

o сочинение историй;

o слушание музыки;

o мини-конкурсы, игры-соревнования.

o Перспективный план по развитию навыков сотрудничества с детьми старшего дошкольного возраста.



3. Дидактическая игра, как метод развития навыков сотрудничества

В современной педагогике (как в отечественной, так и в зарубежной) существует множество классификаций детских игр. Есть творческие игры, которые делятся:

o  на сюжетно-ролевые;

o  театрализованные;

o  игры со строительным материалом;

o  подвижные игры,

o  игра-экспериментирование

o  досуговые игры, (которые в свою очередь делятся на определенные подвиды)

Сегодня хотелось бы более подробно остановиться на развивающих играх, к которым  относятся дидактические игры.

Дидактическая игра является одним из важных методов обучения детей. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и в игре предусмотрен порядок действий. Можно сказать, что дидактическая игра – это определенный вид занятий, организованный в виде детской игры. В игре у ребенка воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.

Во многих образовательных программах современности к дидактическим играм предъявляют определенные требования.

Дидактическая игра обязательно должна носить учебный характер, включать в себя обучающие задачи. Предлагая детям играть в дидактические игры, педагоги не должны забывать, что данный вид игры нацелен на развитие познавательной деятельности и интеллектуальных операций. Итак, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели. Для этого создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. И в тоже время надо помнить, что это игра, а не занятие. Нельзя забывать, что к игре ребенка должна привлекать возможность активно весело провести время, выполнять игровые действия, причем с удовольствием.

Таким образом, дидактическая игра поможет ребенку чему-то научиться в легкой, не принужденной форме.

Дидактические игры имеют определенную структуру:

Игровой замысел – обычно выражен, как вопрос, в названии игры. С его помощью можно придать игре познавательный характер. Дидактическая игра должна иметь правила, которые помогают определить порядок действий в процессе игры, а еще воспитывают умение управлять своим поведением. Правила могут делать игу занимательной, но главное не перестараться в их создании. Очень важным компонентом для дидактической игры являются игровые действия. Они дают возможность детям проявить себя, применить на практике свои знания и умения. Игровые действия – основа игры, они делают игру более интересной и эмоциональной, что приводит к повышению внимания детей. И еще одна, но не менее важная основа для дидактической игры, является ее дидактическая задача (или познавательная). Определяя ее надо опираться на уровень подготовленности и личностных особенностей детей. В процессе игры игровая задача будет осуществляться главными ее участниками – детьми. Надо помнить, что она предстает перед детьми в игровом замысле. И наконец, обязательно в конце игры надо подвести итог, так как дает участникам моральное удовлетворение.

Дидактические игры делятся в основном на три группы:

1. Игры с предметами, играя с предметами, дети учатся сравнивать их, знакомятся со свойствами предметов, с их признаками, а так же решают задачи на классификацию и сравнение.

2.  Настольно-печатные игры, очень интересное и увлекательное занятие для детей. Эти игры разнообразны: лото, домино и многие другие.

3.  Словесные игры. В этих играх дети самостоятельно решают различные мыслительные задачи. В словесных играх нужно иметь представления о предметах, и стараться углублять знания о них. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.

Дидактическая игра может использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Она помогает детям обобщить знания, учит применить их в конкретной ситуации. В работе со старшими дошкольниками воспитатель учит детей самостоятельно организовывать дидактические игры, закрепляет умение самостоятельно выполнять правила, побуждает детей организовывать небольшие подгруппы, согласовывать свои действия и исполнять роль ведущего.

В дидактических играх перед детьми ставится определенные задачи, требующие внимания, умственных усилий, сосредоточения, умение играть вместе, быть справедливыми и уступчивыми. Эти игры помогают в решении нравственных задач воспитания и обучения детей.

Педагог должен помнить, что успешное руководство игрой в умении правильно определить программное содержание. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей.

В организации дидактических игр педагог должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Кому то дать задание чуть сложение, а кому то легче. Так же в организации игры важно учитывать место игры, количество играющих детей и материально - дидактическое обеспечение.

  Важно помнить, что дидактическая игра помогает ребенку получать много новой информации, необходимой для его развития.

 

 

4. Система работы по развитию навыков сотрудничества

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте  проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

  Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой  деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

  С чего же начать работу по развитию навыков сотрудничества?

Прежде всего, необходимо узнать нравится ли детям заниматься вместе, готовы ли они следовать определенным правилам и способам взаимодействия. Для этого можно использовать беседы с детьми, наблюдение в совместной деятельности, либо в специально организованных ситуациях.

Для беседыс детьми используйте следующие вопросы:

1. Каким делом ты любишь заниматься?

2. Какие виды деятельности тебе больше нравятся? Почему?

3. Какие дела у тебя вызывают трудности? Почему?

Эти вопросы позволяют подобрать для детей виды деятельности, которые бы вызвали у них наибольший интерес.

По результатам наблюдений за детьми в разных видах деятельности установили, что 6 человек из группы любят заниматься рисованием и лепкой, 3 – конструировать, 3 – играть в спортивные игры, 4 – играть в куклы и 2 - собирать из ЛЕГО.

В беседах с детьми получали представление об их отношении к деятельности с элементами сотрудничества. Использовали такие вопросы:

1. Какие занятия  нравятся больше: те, где ты выполняешь задание один, или те где выполняешь вместе с другом?

2. С кем из детей ты чаще вместе выполняешь задание? Почему?

3. Если тебе хочется сделать большую красивую работу, ты будешь делать ее сам или позовешь ребят? Почему? Кого ты позовешь?

4. Когда у тебя лучше получается, когда ты работаешь один или вместе?

5. Как вы будете договариваться между собой?

6. С кем ты хочешь выполнять работу и почему?

Сопоставив ответы детей, определили не только, какими навыками владеет ребенок, но и узнали положение каждого ребенка в системе личностных взаимоотношений. Это позволило определить задачи не только научить детей сотрудничать, но и повысить статус мало-предпочитаемых детей. В наблюдениях и в диагностических ситуациях было отмечено что дети:

o  неохотно принимают общую цель;

o  не прислушиваются друг к другу;

o  не умеют последовательно планировать свою деятельность;

o  не проявляют достаточной активности;

o  не умеют согласовывать свои действия друг с другом,

  Именно осознанием данной проблемы и объясняется выбор данной работы, ее актуальность и практическая значимость.

  Совместная игровая деятельность по развитию навыков сотрудничества проводится в утреннее и вечернее время со всеми детьми, кроме того, часть игр и ситуаций повторяются с подгруппой  детей в свободное время и  на прогулке.

 Большое внимание должно уделяться самостоятельной деятельности детей, в которой используются  наиболее понравившиеся детям игры и инсценировки.

Цель работы  -  формирование  коммуникативных навыков (сотрудничество) через развитие взаимоотношений в игре.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

o  Определить статус и уровень  сформированности  коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе общения со сверстниками;

o  Расширить представление детей о различных способах сотрудничества с окружающими.

o  Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.

o  Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности;

o  Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

 

 Для достижения поставленной цели пришла к выводу, что необходимо использовать целенаправленные развивающие занятия, в которых будут использоваться различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.

Игровые задания подбираю по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую, разнообразным содержанием и проводятся, в игровой форме фронтально и индивидуально с выявленными детьми, имеющими трудность в общении, c постепенным их включением в совместную и образовательную деятельность.

  Занятие состоит из нескольких этапов, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

 

Взаимодействие с семьей

  Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью, поэтому я осуществляю тесное сотрудничество с родителями. Хочется отметить активную позицию родителей, их заинтересованность в педагогическом процессе и качестве воспитания детей.

  Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном  возрасте. Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте. Для того чтобы родители понимали проблему, правильно понимали коммуникативное поведение ребенка, выступали в единстве,  познакомила на родительском собрании с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными мною при диагностическом обследовании. А затем в течение года осуществляю просветительную работу в разных формах это: круглый стол (родительское собрание), фотоотчёты, памятки, конкурсы для родителей,  индивидуальные беседы,  совместное участие в тематических развлечениях; утренники; участие в разнообразных играх с правилами; анкетирование родителей по разным вопросам, дни открытых дверей и др.

Для обеспечения единства воздействий  попросила родителей перечитать дома любимые сказки, рассказы, заострить внимание на коммуникативном поведении героев и обговорить с детьми, чему они должны их научить. Беседы с детьми с использованием разнообразных иллюстративных материалов, изображающих взаимодействие людей в различных ситуациях, помогают вспомнить с кем им приходиться взаимодействовать, вступать в разговор по собственной инициативе и по инициативе собеседника, помогают увидеть особенности взаимоотношений между окружающими. Были предложены домашние развивающие игры (в виде памятки).

 

В ходе моей деятельности с детьми и родителями я добилась следующих результатов:

1.Повышение уровня свободного общения детей с взрослыми и со сверстниками;

2.Повышение уровня речевого общения развитие словаря,  связной  речи, грамматического строя речи.

3.Активное участие родителей в педагогическом процессе.

 

5. Социометрическое обследование. Результаты работы. Выводы.

Чтобы начать систематическую работу в данном направлении я провела социометрическое обследование старших дошкольников по методике “Секрет” по варианту Т. А. Репиной, цель которой  – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Процедура её проведения следующая:

Для детей подготавливаются картинки по 3 штуки на каждого ребёнка и 6-8 запасных. Каждого ребёнка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки трём детям группы. Перед началом эксперимента ребёнку говорят: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все дети будут дарить друг другу красивые картинки. Ты тоже будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе. Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Полученные данные заносятся в таблицу. Положительный выбор обозначают «+», отрицательный « -«

 Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных» и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе.

 На основании данных определяется статусное положение каждого ребенка, распределяя их по условным категориям:

1. «предпочитаемые» - 6-7 выборов.

2. «принятые» - 3-5 выборов.

3. «непринятые» - 1-2 выбора.

4. «изолированные» - не получившие ни одного выбора.

Далее определяется уровень взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях – 1-2, с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях – 3-4. УБВ высокий при 2+2 3+4; средний при 1+2 = 3+4 или незначительном расхождении; низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т. е. процент членов группы, оказавшихся в четвёртой статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Эмоциональное благополучие детей в системе личных взаимоотношений зависит от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности КВ:  КВ=(Р1:Р)*100%, где Р – общее число выборов, сделанных в эксперименте, а Р1 число взаимных выборов.

На основании полученных данных делается вывод о наличии микрогруппы в коллективе – КВ ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель. Социометрический статус СС каждого ребёнка равен сумме выборов, полученных ребёнком (количество членов группы минус один).

Дополнительное обследование коммуникативных способностей проводилось в октябре 2014г. и в мае 2015г. по методике М.В. Корепанова.

  Для обследования подготовили силуэтные изображения рукавичек, два набора из шести цветных карандашей.

 

 

Обследование проводится двумя сериями.

Первая серия

o  Двум детям из группы дают по одинаковому набору карандашей и по одному изображению рукавички и просят украсить его, но так, чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала нужно вместе выбрать узор, а потом приступать к рисованию.

Вторая серия

o  Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами придется делиться.

  При обработке данных, анализируется, как происходило взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают. Заставляют и т.п.

2. Как контролируют друг друга во время работы (замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют).

3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнёра.

4. Помогают ли друг другу и как.

5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности.

Изучение коммуникативных навыков детей группы проводится путем наблюдения и за свободным общением детей в течение всего года. В процессе наблюдения  обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать беседу, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать свои мысли.

 

Критерии уровней развития:

Высокий уровень развития коммуникативных навыков (сотрудничество)

 

Средний уровень развития коммуникативных навыков (сотрудничество)

 

Низкий уровень развития коммуникативных навыков (сотрудничество)

 

Легко вступает в общение: активно принимает участие в процессе, признает и адекватно выполняет правила игры, умеет уладить конфликт с другим ребенком, обладает самоконтролем в действиях, поведении, эмоциях

Испытывает затруднения в общении, только в совместной деятельности с взрослым, активно принимает участие в процессе, принимает и адекватно правила игры, умеет уладить конфликт с детьми, слабо проявляет самоконтроль в действиях или эмоциях.

Не идет на контакт со сверстниками в процессе, не признает правила игры, не умеет наладить конфликт с детьми, не проявляет самоконтроля в действиях и эмоциях.

 

 

 

 

 

 

Результаты социометрического обследования детей старшего дошкольного возраста (сентябрь 2014)

Год

Уровень благополучия взаимоотношений

Коэффициент взаимности

Индекс изолированности

Сентябрь 2014

10:18 – ниже среднего

18,7%

16%

Обследование развития коммуникативных навыков ребёнка в процессе общения со сверстниками

Ф.И

реб.

Умеют ли договариваться, приходить к общему решению

Как контролируют друг друга во время работы

Как относятся к результату деятельности, своему

и партнера

Помогают ли друг другу

Умеют ли рационально использовать средства деятельности

Статус ребёнка в коллек-тиве

1 серия

2 серия

1 серия

2 серия

1 серия

2 серия

1 серия

2 серия

1 серия

2 серия

1

-

-

-

-

+

+

-

+

-

+

40%

2

+

-

+

-

+

+

-

-

-

+

50%

3

-

-

-

+

-

-

-

+

-

+

30%

4

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

80%

5

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

90%

6

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

80%

7

-

+

+

+

+

+

-

-

-

+

60%

8

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

20%

9

+

-

+

-

+

+

-

-

-

-

20%

10

-

-

-

-

+

+

+

+

+

-

30%

11

-

-

-

+

+

+

+

-

-

-

40%

12

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

90%

13

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

90%

14

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

80%

15

-

-

-

-

-

-

+

+

-

+

30%

16

+

-

-

+

-

+

-

+

-

-

40%

17

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

20%

18

-

+

+

+

+

+

-

-

-

+

60%

2014г.

 

Год

Высокий уровень развития коммуникативных навыков (сотрудничество)

 

Средний уровень развития коммуникативных навыков (сотрудничество)

 

Низкий уровень развития коммуникативных навыков (сотрудничество)

 

2014

6 детей – 35,5%

8 детей – 37%

4 детей – 27,5%

 

 По итогам обследования детей в сентябре 2014 года, уровень благополучия взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста - ниже среднего, коэффициент взаимности составляет 18,7%, а индекс изолированности 16%, а 64.5% детей имеют средний и низкий уровень развития коммуникативных способностей.

 Чтобы отследить динамику развития взаимоотношений между детьми, в конце учебного года провела сравнительный анализ социометрического обследования и сравнительный анализ развития коммуникативных навыков ребёнка в процессе общения со сверстниками.

Сравнительный анализ социометрического обследования детей старшего дошкольного возраста

(май 2015)

Год

Уровень благополучия взаимоотношений

Коэффициент взаимности

Индекс изолированности

Сентябрь 2014

10:18 – ниже среднего

18,7%

16%

Май 2015

10:10 - средний

24%

13%

 

Сравнительный анализ развития коммуникативных навыков ребёнка в процессе общения со сверстниками

(2015)

Ф.И.

реб.

Умеют ли договаривать-ся, приходить к общему решению

 

Как контролируют друг друга во время работы

Как относятся к результату деятельности своему и партнера

Помогают ли друг другу

Умеют ли рационально использовать средства деятельности

Статус ребёнка в коллек-тиве

1 серия

2 серия

1 серия

2 серия

1 серия

2 серия

1 серия

2 серия

1 серия

2 серия

1.

+

+

+

-

+

+

-

+

-

+

70%

2

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

80%

3

+

-

+

+

-

-

+

+

-

+

60%

4

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

90%

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100%

6

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

90%

7

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

80%

8

-

-

+

-

+

+

-

-

+

-

40%

9

+

-

+

+

+

+

+

-

+

-

70%

10

-

+

+

-

+

+

+

+

+

-

70%

11

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

60%

12

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100%

13

+

+

+

25 марта 2017 в 23:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.