"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"
В гостях у Весени: наблюдаем за природойЭлектронный журнал Делимся опытом В гостях у Весени: наблюдаем за природой Иванова Н.В.
Весной окружающий мир наполняется звуками и движениями. Обратите внимание дошкольников на изменения, которые происходят в природе. Научите их слышать, видеть и ощущать весну, наблюдать за жизнью животных и растений, замечать детали. С помощью веселого сказочного персонажа объясните сложные явления: круговорот воды в природе, фотосинтез. А чтобы закрепить полученные знания, используйте традиционные виды деятельности: наблюдение, опыты, музыкальное и изобразительное творчество. Предлагаемые занятия под общим названием «В гостях у Весени» — один из четырех тематических блоков цикла познавательных занятий «Времена года», который разработали педагоги ДОО г. Саратова1. В рамках цикла воспитатели организуют познавательно-исследовательскую деятельность детей в форме практических занятий, учитывая специфику конкретной возрастной группы. Дошкольники исследуют объекты окружающего мира и экспериментируют с ними. Чтобы увлечь дошкольников объектом исследования, педагоги используют на занятиях сказочных персонажей, предлагают воспитанникам провести небольшие опыты, самим создать необычные предметы. Педагоги организуют занятия 2 раза в неделю. Изучение темы планируют по общему для всего цикла познавательных занятий алгоритму.
Во вступительной части занятия воспитатель проводит с детьми беседу об объекте исследования, задает вопросы. Далее с помощью словесного приема ставит перед воспитанниками проблему. Основная часть предполагает разрешение проблемы. Для раскрытия темы воспитатель использует наглядно-иллюстративный (картинки, стихи и т. д.) и демонстрационный (детский микроскоп, проектор и т. д.) материалы. Затем дети выполняют задания. Вопросы, загадки, дидактические карточки, игры помогают определить, насколько успешно они усвоили тему. В заключение занятия проводится рефлексия. Воспитатель посредством наводящих вопросов предлагает детям вспомнить и пересказать содержание занятия, оценить то, что они делали: например, понравилось — не понравилось; было понятно или не очень, скучно или интересно; что особенно запомнилось и т. д. В ходе совместного обсуждения воспитатель подводит детей к выводам: что они узнали нового, чем занимались, чему научились. Рефлексия проводится не только в конце занятия, но и в начале,и середине. Это нужно, чтобы установить эмоциональный контакт с детьми. Например, воспитатель читает яркое, образное стихотворение по теме. Оно настраивает дошкольников на восприятие нового материала, пробуждает интерес к объекту изучения, стимулирует желание поделиться впечатлениями.
Тематический «весенний» блок включает 5 занятий: «Время года — весна», «Капель и ручейки», «Дождь», «Животные весной», «Растения весной». Цели занятий: · развивать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, поведению животных, росту растений, желание изучать окружающий мир; · расширить представление о времени года — весна; · рассказать о характерных весенних явлениях; · пополнить словарь новыми понятиями (круговорот воды в природе, хлорофилл, фотосинтез, опытно-экспериментальная лаборатория и др.). Занятия ведет воспитатель, иногда при помощи музыкального руководителя. Роль веселого Весени играет воспитатель. С помощью куклы или нарисованного персонажа он выступает от его имени. Сказочный персонаж Весеня объясняет дошкольникам: · почему на смену зиме приходит весна; · что меняется в природе весной; · как просыпаются разные животные (звери, рыбы, земноводные, насекомые); · когда возвращаются с юга перелетные птицы; · почему весной зеленеют деревья, кустарники и трава. В ходе занятий дети узнают о весенних погодных явлениях, причинах капели, дождя и появления ручейков, создают модели капелек, выполняют поделки и рисунки солнышка, деревьев, веточек, травинок, рисуют весенние этюды. Занятия предусматривают разные виды деятельности: коммуникативную, игровую, двигательную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы, изобразительную, конструирование. Это развивает у детей наблюдательность, учит размышлять над тем, что они увидели, отображать увиденное в продуктивной деятельности, работать в коллективе, учитывая мнение сверстников. Смена видов деятельности позволяет избежать переутомления и поддерживает интерес к изучаемой теме. В ходе занятия воспитатель использует поделки, изготовленные в процессе других видов деятельности. Например, игрой на шумелках дети имитируют шум дождя. Чтобы заинтересовать дошкольников, педагог использует различные методы и приемы: · словесные (беседа, ответы детей); · наглядные (рассматривание иллюстраций, куклы Весеня); · практические (выполнение заданий, детское творчество). 11 марта 2017 в 13:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.