"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"

В гостях у Весени: наблюдаем за природой

 Электронный журнал

Делимся опытом

В гостях у Весени: наблюдаем за природой

Иванова Н.В.
писатель, автор художественных, познавательных и методических книг для детей, г. Москва
Арсенина Е.Н.
детский писатель, художник, музыкант, сценарист, организатор музыкальных и литературных занятий с детьми, автор методических книг и пособий, г. Саратов

Весной окружающий мир наполняется звуками и движениями. Обратите внимание дошкольников на изменения, которые происходят в природе. Научите их слышать, видеть и ощущать весну, наблюдать за жизнью животных и растений, замечать детали. С помощью веселого сказочного персонажа объясните сложные явления: круговорот воды в природе, фотосинтез. А чтобы закрепить полученные знания, используйте традиционные виды деятельности: наблюдение, опыты, музыкальное и изобразительное творчество.

Предлагаемые занятия под общим названием «В гостях у Весени» — один из четырех тематических блоков цикла познавательных занятий «Времена года», который разработали педагоги ДОО г. Саратова1.

В рамках цикла воспитатели организуют познавательно-исследовательскую деятельность детей в форме практических занятий, учитывая специфику конкретной возрастной группы. Дошкольники исследуют объекты окружающего мира и экспериментируют с ними.

Чтобы увлечь дошкольников объектом исследования, педагоги используют на занятиях сказочных персонажей, предлагают воспитанникам провести небольшие опыты, самим создать необычные предметы.

Педагоги организуют занятия 2 раза в неделю. Изучение темы планируют по общему для всего цикла познавательных занятий алгоритму.

 

 

Какие оборудование и материалы понадобятся для занятий?

· Игрушка или картинка с изображением сказочного персонажа Весени, картинки с изображением сказочных персонажей — Капельки, зверей, птиц, деревьев.

· Репродукции картин известных русских художников на тему «Весна», сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (или мультфильм «Двенадцать месяцев», реж. — И. Иванов-Вано, 1956).

· Схема круговорота воды в природе (превращение капельки в облако, дождь и т. д.).

· Карточки с изображением различных природных явлений, разных видов животных для дидактических игр.

· Оборудование для изодеятельности: набор акварельных красок, кисточка, емкость с водой, лист плотной бумаги (ватман) с эскизом (карандашным наброском) весеннего этюда.

· Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности: пластиковый контейнер, емкость с водой, белые халаты и шапочки, одноразовые резиновые перчатки; пророщенные семена подсолнуха; дневник наблюдений.

· Игра «Цветочное лото».

· Заготовки для поделок.

· Аудиозаписи звуков весенней природы: «Пение птиц», «Звон капели», «Журчание ручейка», «Шум листвы» и др.

Во вступительной части занятия воспитатель проводит с детьми беседу об объекте исследования, задает вопросы. Далее с помощью словесного приема ставит перед воспитанниками проблему.

Основная часть предполагает разрешение проблемы. Для раскрытия темы воспитатель использует наглядно-иллюстративный (картинки, стихи и т. д.) и демонстрационный (детский микроскоп, проектор и т. д.) материалы. Затем дети выполняют задания. Вопросы, загадки, дидактические карточки, игры помогают определить, насколько успешно они усвоили тему.

В заключение занятия проводится рефлексия. Воспитатель посредством наводящих вопросов предлагает детям вспомнить и пересказать содержание занятия, оценить то, что они делали: например, понравилось — не понравилось; было понятно или не очень, скучно или интересно; что особенно запомнилось и т. д.

В ходе совместного обсуждения воспитатель подводит детей к выводам: что они узнали нового, чем занимались, чему научились. Рефлексия проводится не только в конце занятия, но и в начале,и середине. Это нужно, чтобы установить эмоциональный контакт с детьми. Например, воспитатель читает яркое, образное стихотворение по теме. Оно настраивает дошкольников на восприятие нового материала, пробуждает интерес к объекту изучения, стимулирует желание поделиться впечатлениями.

 

 

Как изготовить и использовать шумелки

· Засыпьте различные крупы в пустые пластиковые контейнеры от шоколадного киндер-сюрприза (в каждый контейнер отдельно): рис, гречку, пшено, горох и т. д.

· Плотно закройте их. Для прочности склейте обе половинки клеем.

· Предложите детям расписать шумелки элементами народного орнамента с помощью масляных красок.

· Дайте инструментам просохнуть.

· Предложите детям воспроизвести с помощью шумелок различные звуки.

· Организуйте детский ансамбль и выступайте с импровизированными концертами на мероприятиях в ДОО.

Тематический «весенний» блок включает 5 занятий: «Время года — весна», «Капель и ручейки», «Дождь», «Животные весной», «Растения весной».

Цели занятий:

· развивать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, поведению животных, росту растений, желание изучать окружающий мир;

· расширить представление о времени года — весна;

· рассказать о характерных весенних явлениях;

· пополнить словарь новыми понятиями (круговорот воды в природе, хлорофилл, фотосинтез, опытно-экспериментальная лаборатория и др.).

Занятия ведет воспитатель, иногда при помощи музыкального руководителя. Роль веселого Весени играет воспитатель. С помощью куклы или нарисованного персонажа он выступает от его имени.

Сказочный персонаж Весеня объясняет дошкольникам:

· почему на смену зиме приходит весна;

· что меняется в природе весной;

· как просыпаются разные животные (звери, рыбы, земноводные, насекомые);

· когда возвращаются с юга перелетные птицы;

· почему весной зеленеют деревья, кустарники и трава.

В ходе занятий дети узнают о весенних погодных явлениях, причинах капели, дождя и появления ручейков, создают модели капелек, выполняют поделки и рисунки солнышка, деревьев, веточек, травинок, рисуют весенние этюды.

Занятия предусматривают разные виды деятельности: коммуникативную, игровую, двигательную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы, изобразительную, конструирование. Это развивает у детей наблюдательность, учит размышлять над тем, что они увидели, отображать увиденное в продуктивной деятельности, работать в коллективе, учитывая мнение сверстников. Смена видов деятельности позволяет избежать переутомления и поддерживает интерес к изучаемой теме.

 В ходе занятия воспитатель использует поделки, изготовленные в процессе других видов деятельности. Например, игрой на шумелках дети имитируют шум дождя.

Чтобы заинтересовать дошкольников, педагог использует различные методы и приемы:

· словесные (беседа, ответы детей);

· наглядные (рассматривание иллюстраций, куклы Весеня);

· практические (выполнение заданий, детское творчество).

11 марта 2017 в 13:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.