"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"

« Проектная деятельность, как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей»

 Консультация для педагогов на тему: « Проектная деятельность, как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей»

В городской программе «Московская семья - компетентные родители» (2007) отмечается, что приоритетной функцией сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирование их о задачах, содержании и методах воспитания детей в детском саду и семье.

До недавнего времени накопленный опыт пропаганды педагогических знаний удовлетворял обе стороны. В результате наблюдается некоторое само отстранение родителей от воспитательной функции и перекладывание данной проблемы на дошкольные учреждения, а затем и на школу. Такое положение негативно отражается на детско-родительских отношениях, воспитывает инертность родителей и потребительское отношение к педагогу и системе образования в целом.

В городской программе «Московская семья - компетентные родители» обозначен ряд задач, одна из которых - внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практику социально-делового и психолого-педагогического партнерства. Следует вспомнить, что понятие «сотрудничество» толкуется как:

1) участие в каком-либо общем деле;

2) совместные действия, деятельность.

Передовыми педагогами-практиками понятие «сотрудничество» с родителями усиливается понятием «взаимодействие» как категорией, отражающей процессы воздействия объектов друг на друга, взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Думается, что действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения - метод проектов. О значимости и продуктивности метода уже много написано, имеется положительный опыт его применения в дошкольной образовательной практике.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

Е.С. Евдокимова отмечает, что гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Сита-ров и др.), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их.

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, Л.С. Киселёва, ТА. Данилина, Т.С. Лагода и М.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:

· вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

· активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

· формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

· формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

· развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

· формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада, пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников - игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.

Все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко-, средне-, долгосрочные), по количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них. Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально-техническая поддержка и др.

Становятся традиционными фестивали, выставки и конкурсы детского проектирования. Кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ учрежден Городской конкурс творческих проектов «Солнечный зайчик». Он проводится впервые, еще не подведены итоги, но качество проектов удивляет и радует. Среди работ, представленных на конкурс, совместные проекты воспитателей, детей, родителей. Учредители конкурса надеются, что этот маленький эпизод - шаг к повышению компетентности родителей и возможность для расширения продуктивного взаимодействия взрослых и детей.

11 марта 2017 в 13:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.