"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"

Техники командной работы для педагогов

 Электронный журнал

Психологическая коммуникация

Техники командной работы для педагогов

Кирилл Алексеев
тьютор, специалист по командообразованию, г. Москва

Педагоги образовательной организации работают в команде. Для одних это легко и интересно. Для других — препятствие. С помощью предлагаемых в материале техник педагоги приобретут опыт командной работы, в которой каждому необходимо внести вклад в общий результат.

Когда команда работает, в ней всегда есть активные, направленные на результат участники, и есть те, кто стесняется высказать мнение, спорит или отлынивает от дела, перекладывает его на остальных. Современный профессиональный мир требует умения работать в команде. Это значит:

· уметь выполнять поставленную задачу;

· понимать зону собственной ответственности;

· уметь высказывать свое мнение, принимать чужое или не соглашаться с ним;

· активно слушать;

· быть готовым подхватить дело у отстающих участников команды.

В бизнес-сфере используют специальные техники, которые развивают навыки работы в команде. Вы можете применить их в работе с педагогами и решить задачи:

· развить навыки сотрудничества;

· сплотить группу;

· помочь педагогам проанализировать собственные установки относительно общения и деятельности в коллективе;

· дать возможность каждому участнику команды побыть в роли лидера;

· понять, насколько участник команды может быть ведомым.

Рассмотрим, как работать с техниками «Правило круга» и «Пять рук». Эти техники можно использовать в комплексе с другими, а также как самостоятельное мероприятие.

Техника «Правило круга»

Технику можно использовать неоднократно, чтобы обсудить общие дела, задачи, а также методический материал.

Цели: развить навыки работы в команде, активного слушания, лидерские качества, научить доказывать свою точку зрения.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Метод кейсов (англ. Case method — кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, включающая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Участники исследуют ситуацию, разбираются в сути проблем, предлагают возможные решения и выбирают лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Количество участников: от 15 человек.

Продолжительность: от 30 минут (в зависимости от количества участников).

Материалы и оборудование: список правил круга на каждую команду (высказаться должен каждый, нельзя перебивать, критиковать друг друга, необходимо точно уложиться в отведенное для обсуждения время и т. п.), часы для контроля времени, набор кейсов для группового решения — можно распечатать или написать на доске, стулья по количеству участников.

Требования к помещению: любой кабинет, зал, в котором участники могут образовать несколько кругов (команд).

Инструкция. Разделите педагогов на несколько команд — не менее трех по пять человек. Объясните правила круга и назначьте в каждой команде лидера. Задачи лидера — направлять группу к решению, соблюдать правила, следить за временем, озвучивать решение команды на обсуждении.

Раздайте лидерам кейсы для решения и дайте командам на обсуждение 5 минут. Когда время закончится, лидер каждой команды за 1 минуту должен озвучить решение команды.

После первого обсуждения команды могут решить еще несколько кейсов. По завершении каждого круга обсудите решения кейсов со всеми командами, задайте им вопросы. В конце обсуждения попросите каждого анонимно написать, каким он увидел самого себя (или любого другого участника из команды), что было для него важным. Это даст вам обратную связь.

Кейсы для техники «Правило круга»

1. Как вы думаете, какое(ие) мероприятие(я) могут организовать педагоги, чтобы повысить статус детского сада? Как организовать такое мероприятие? Какую пользу оно может принести? Как правильно распределить зоны ответственности?

2. Как вы думаете, что необходимо вашему коллективу, чтобы каждый успешно аттестовался? Что для этого нужно сделать?

3. Вам предложили войти в состав группы в администрации вашего города, которая разрабатывает проект центра раннего развития детей. Что именно, по вашему мнению, должно быть в этом центре, чтобы родители с детьми активно его посещали? Как сделать центр развития популярным? Какие мероприятия в центре стоит провести в честь его открытия?

4. Вы снимаете рекламный ролик о вашем детском саде для городского конкурса. О каких преимуществах вашего детского сада будет этот ролик? Какой рекламный лозунг (слоган) точно передаст ваши идеи?

5. Придумайте хороший недорогой подарок (до 400 рублей) для ваших коллег на 23 Февраля и 8 Марта.

Скачать кейсы в pdf

Вы имеете право поменять местами участников разных команд и лидеров в каждой команде («теперь лидером в этой команде будет…», «теперь каждый второй участник команд переходит по кругу в соседнюю команду»). Это позволит обновить состав команд, актуализировать задачу участникам (заново найти правильные способы работы в команде), понаблюдать за их поведением (осталось прежним, изменилось).

По ходу работы важно анализировать действия педагогов (делайте записи). После всех кругов обсудите с ними результаты своих наблюдений.

Параметры анализа работы педагогов:

· поведение участников по отношению к лидеру;

· поведение участников по отношению друг к другу;

· поведение участников относительно групповой задачи;

· соблюдают ли правила «не критиковать», «слушать друг друга»;

· укладываются ли во временной регламент;

· есть ли скрытые признаки негативного эмоционального состояния при работе в команде.

Рассмотрим отдельно каждый параметр.

Поведение участников команд по отношению к лидеру

Посмотрите, справился ли лидер со своими задачами. Обсудите с ним, каково ему было в этой роли, что было сложно (легко), почему.

С каждой командой обсудите, справился ли с задачами их лидер: смог ли направить команду на общее дело, следил за временем, напоминал о «правилах круга»? Или выполнял не те задачи, которые ему были предписаны: вел себя как рядовой участник, отвлекал команду, прислушивался к работе других команд, сам не соблюдал правила? Приходилось ли ему напоминать команде о каком-то правиле или задаче? Почему? Если были сложности, то есть ли аналогичные сложности в реальной жизни — например, есть ли проблема соблюдения правил? Получается ли у каждого быть активным? Не взвалила ли группа всю суть задания на одного человека (лидера)? Трудно ли удержаться от критики?

Обратите внимание, не встала ли группа в оппозицию по отношению к лидеру: участники противоречат ему, не соглашаются, игнорируют высказывания, не соблюдают правила. Если такое происходит, поговорите с педагогами — возможно, они вообще против правил и руководителей, поэтому действуют без интереса к ситуации, но с желанием показать свою независимость, что неконструктивно.

Понаблюдайте, не появился ли в группе неформальный лидер — участник, который взял инициативу в свои руки, к чьему мнению прислушивались. Неформальные лидеры, которых вы выявили при работе с данной техникой, обычно имеют высокий авторитет в реальной жизни.

Поведение участников команд по отношению друг к другу

Команда — это зеркало, в котором отражаются существенные черты отношений участников и их поведения в социуме. Обратите внимание на следующие параметры в поведении каждого игрока: активность, доброжелательность, целесообразность.

Активность (пассивность) проявляется в следующем: развернулся ли к остальным членам команды или сидит отвернувшись, в закрытой позе? Слушает ли? Совершает ли какие-то действия? Высказывается? Берет ли инициативу на себя, если возникли затруднения или спор? Взаимодействует со всеми участниками команды или только с избранными? Участвует ли в решении задачи?

Доброжелательность (недоброжелательность) проявляется в общем эмоциональном настрое участника. Что выражает мимика: интерес, внимание, скуку, несогласие? Дополняет ли ответы других участников, выражает согласие или обесценивает мнение других («нет», «это не подойдет», «я бы это не говорил»)? Поддерживают ли игроки друг друга?

Целесообразность — направленность всех участников на поставленную перед командой цель. Это способность принять задачу и направить свои усилия, а также, если возможно, усилия остальных на то, чтобы выработать эффективное, максимально разностороннее решение ситуации. Бывают игроки, которые активны и доброжелательны, но действуют нецелесообразно, например, отвлекают команду: комментируют действия других команд, ищут что-то в телефоне, снова возвращаются к уже решенному и т. п.

Обсуждая с игроками результаты работы, расскажите о своих наблюдениях: перечислите тех, кто был активен, а кто нет, кто действовал доброжелательно, а кто наоборот, чье поведение было целесообразным, а чье — направлено на достижение другой цели (привлечь внимание, отдохнуть, проявить свое отношение к кому-то из игроков). Это обсуждение не должно быть оценочным («плохо» — «хорошо», «правильно» — «неправильно»).

Вопросы педагогам:

· Согласны ли вы с высказанными наблюдениями? С чем не согласны?

· Чувствовали вы, что команда двигалась вперед в решении поставленной задачи?

· На что были направлены усилия партнеров по команде?

Поведение участников по отношению к групповой задаче

В этой технике используйте прием искусственного ограничения времени. Конечно, реальные профессиональные задачи решаются не в такие сжатые сроки. Ограничение времени нужно, чтобы усилить проявление проблемных зон в поведении участников.

В отношении к групповой задаче вы отмечаете следующее: принята ли задача, взялась ли группа за ее решение? Если отвлекаются, то на что: на споры друг с другом, слежение за тем, чтобы другой игрок не нарушал правил, разговоры не по делу — это очень хорошо показывает типичные проблемы команды в работе с реальным материалом. Не превратилась ли общая задача в ничью — в общем деле никто ни за что не отвечает и ничего не хочет (феномен «размывание ответственности»)? Не появилось ли у кого из участников личной задачи?

По завершении работы обсудите с педагогами, смогла ли команда принять задачу, предложить решение в сжатые сроки, выполнить правила, достойно представить свой ответ. Все это говорит о том, как в обычной жизни участники игры относятся к задачам, поставленным перед ними. Где слабые места в игре команды — там и слабые места в реальности.

Соблюдение правил «не критиковать», «слушать друг друга»

Одно из самых сложных условий техники — давать говорить другому и высказываться без критики на всем протяжении игры. Пользуясь этим правилом, в команде кто-то может начать провоцировать остальных: например, предлагать очевидно неподходящие идеи или игнорировать условия, а в случае критики — кричать, что критиковать нельзя. Такие игроки обычно и в реальной жизни провокаторы и деструкторы, разрушители деятельности всей группы. Могут быть такими и лидеры групп, которые не следили за выполнением правил, а сами кидались в обсуждение, забывая обо всех условиях. Ваша задача — обратить на это внимание педагогов: «У меня создалось впечатление, что вы хотели вызвать возмущение остальных. Так ли это? Для чего это нужно вам?».

Бывает обратное: педагоги, которые не участвуют в обсуждении, отмалчиваются, смотрят по сторонам, на другую команду. Высказываются они так: «Уже все сказали правильно, мне нечего добавить, я не знаю». За таким поведением часто скрывается пассивная критика — обесценивание общей задачи, несоблюдение правила.

Другие участники могут перебивать, торопить. Это бывает оправданно, если кто-то слишком затянул речь, но может быть и показателем того, что участник не умеет слушать, хочет высказаться сам. Такое поведение — препятствие для успешного общения.

Обратите внимание на то, как команда обсуждает проблему, критикуют ли участники друг друга. Может быть, члены команды вообще не могут найти форму для выражения несогласия. Для некоторых участников правило общения без критики может быть очень понятным, привычным, удобным, поскольку совпадает с их обычным поведением в социуме.

По итогам этой работы сформулируйте правила неагрессивного общения.

Правила неагрессивного общения

1. Говори правду, но выбирай такие слова и интонацию, чтобы собеседник мог эту правду принять.

2. Выслушай собеседника.

3. Если у тебя немного времени на разговор, сразу скажи об этом: «У меня всего 5 минут».

4. Поддерживай собеседника словами («понимаю», «интересно», «круто») и без слов (улыбнись, смотри в глаза, кивни).

5. Если тебя в чем-то обвиняют, критикуют, и ты хочешь объяснить свое поведение, говори о себе. Пусть это будет высказывание, начатое со слова «Я» («я решил, что… я не успел, я не понимаю… я теперь вижу…»), а не со слова «Ты» («ты сам орешь, ты меня не учи»).

6. Смотри собеседнику в глаза.

7. Подтверждай свои слова умеренной, а не ярко выраженной жестикуляцией.

8. Используй открытую позу (руки расположи свободно по отношению к корпусу, ноги не заводи одну за другую, спину держи ровно, голову — прямо).

9. Давай собеседнику больше возможности высказаться.

10. Задавай «открытые вопросы» (вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет»).

11. Будь искренним, неискренность всегда заметна.

Скачать правила в pdf

Способность уложиться во временной регламент

Посмотрите как участники справляются с ограничением времени. Особенно трудно эта задача дается медлительным или очень осторожным людям, которые часто все перепроверяют, доводят до совершенства.

Обсуждая регламент, обратите внимание участников, на что тратилось время: на шутки, напоминания другим о правилах, споры, перечитывание и перепроверку задания, критику, улучшение деталей в ущерб целому и т. д.

Поинтересуйтесь у участников, как они распределяли время, что чувствовали по поводу ограничений во времени:

· Времени было мало или много?

· Было ли какое-то негласное правило у команды по поводу высказываний каждого в процессе обсуждения?

· Ограничивали ли друг друга во времени?

· У всех ли были равные права на время?

· Кто следил за временем?

По результатам обсуждения составьте список «похитителей времени».

Похитители времени

1. Гаджеты.

2. Социальные сети.

3. Привычка откладывать дела на потом или перекладывать на плечи других.

4. Сплетни.

5. Средства массовой информации.

6. Вредные привычки.

7. Отсутствие режима дня.

Скрытые признаки негативного эмоционального состояния при работе в команде

Наблюдая за участниками, обратите внимание, кто из них выглядит:

· смущенным — сжатая поза, не смотрит в глаза остальным, говорит коротко и тихо, пытается не участвовать, совершает повторяющиеся нервные движения, например щелкает ручкой, трясет ногой;

· раздраженным и агрессивным — слишком громко говорит, перебивает остальных, подгоняет, ругается, спорит, включается в обсуждение только после того, как команда уже пришла к какому-то выводу, и пытается внести какие-то изменения, до этого не упоминая о своем несогласии;

· тревожным — долго не решается высказать свое мнение, говорит тихо, как бы с извинениями; объясняет то, что не требует объяснения, быстро отступает, сразу соглашается с оценкой другого.

Все подобные признаки скрытого негативного эмоционального состояния обсудите с группой, но не называйте конкретных имен, чтобы не увеличить агрессию или смущение этих педагогов. Вы можете сказать, что заметили такие чувства и предлагаете их обсудить.

Вы можете вывести педагогов на разговор о чувствах, которые они испытывают в социуме и которые обычно скрывают (чувство неловкости, обида, гнев). Такой разговор уменьшит их силу.

Техника «Пять рук»

Используйте технику «Пять рук» в качестве разминки или заключительного упражнения любого тренинга.

Цели: развить навыки работы в команде, быструю реакцию на ситуацию, научить сотрудничать.

Количество участников: от 10 человек.

Продолжительность: от 10 минут (в зависимости от количества человек).

Требования к помещению: любой кабинет, зал, в котором можно свободно передвигаться.

Инструкция. В центре помещения освободите пространство для перемещения. Дайте участникам команду хаотично и молча передвигаться. Затем громко назовите любую часть тела и любое число от одного до числа, обозначающего количество человек в группе, например: «рука, пять», «нога, десять». Задача участников: без слов быстро скооперироваться в группы с таким количеством человек, которое соответствует названной цифре (в данном случае — 5) и соединиться (соприкоснуться) нужными частями тела (руками, ногами).

Участники выполняют задания до тех пор, пока не истечет время, выделенное на выполнение данной техники.

Команды участникам:

· нога, три;

· лоб, четыре;

· колено, два;

· мизинец, три;

· локоть, десять;

· спина, шесть;

· ладонь, двенадцать.

Вы можете ввести дополнительные условия, чтобы ярче проявились психологические особенности поведения игроков в команде.

Например: присоединяться можно только к человеку другого пола; только к тому, у кого в одежде есть такой же цвет, как в твоей одежде; выполнить задание, как «леди и джентльмены», — безукоризненно вежливо, с прямой спиной, с легкой улыбкой; выполнить задание с закрытыми глазами (в этом случае обезопасьте пространство).

По ходу работы необходимо наблюдать за действиями педагогов, анализировать их поведение и по завершении обсудить результаты.

Параметры анализа работы:

1. Ориентация на задание.

Наблюдая за действиями участников, обратите внимание, кто из них более активен, играет ведомую роль, ищет партнера для задания, стоит и ждет, когда его выберут. Иногда в задании проявляются симпатии (игрок пытается все время взаимодействовать с определенным другим игроком, ходит поблизости) и антипатии (игрок избегает другого игрока, держится на отдалении, выбирает его только в крайних случаях).

Наличие участников, которые старались попадать в одну команду и которые избегали попадания в одну команду друг с другом — диагностический показатель отношений в коллективе.

После завершения работы поделитесь своими наблюдениями. Попросите педагогов ответить на вопросы:

· Легко ли было выполнять команды?

· Удавалось ли договориться с другими, не используя речь?

· В чем были трудности?

· Насколько быстро удавалось реагировать на команды?

· Что чувствовали перед тем, как ведущий произнесет задание?

· Что, по-вашему, самое главное в этом задании?

2. Эмоциональная атмосфера. В здоровом коллективе это задание сопровождается весельем и сосредоточенностью на деле. Участники могут попросить еще дать задания. Они быстро учатся находить партнеров, чтобы объединиться в группы, смотрят друг на друга, спешат к тем участникам, которым не хватает пары (тройки и т. д.).

В группе, где отношения напряжены, игроки не смотрят друг на друга, подгоняют друг друга, выражают злость, избегают взаимодействия с непопулярными членами коллектива.

Обратите внимание, насколько быстро меняется атмосфера в группе и в какую сторону (ухудшается, улучшается). Это показатель того стиля отношений, который уже сложился в данном коллективе, а также индикатор готовности педагогов к доброжелательному взаимодействию или, наоборот, к конфликтам.

Предложите группе обсудить вопросы:

· Как вы себя чувствовали во время выполнения задания?

· Что было труднее всего?

· А что легче всего, интереснее всего?

· Как относились к вам остальные участники команды?

· Вы чувствовали поддержку или агрессию от других?

· Как вы выбирали, с кем объединиться в группы? Кто отвечает за успешное или ошибочное выполнение этого задания?

3. Реакция на ошибки. Это задание невозможно выполнить без ошибок. Участники могут ошибаться, соприкасаясь не теми частями тела, присоединяясь к уже сложившейся группе или не замечая оставшегося без пары (тройки) участника.

Реакция на ошибки позволяет понять уровень внутригрупповой агрессии. Посмотрите, какова реакция участников на ошибки других, что делают сами участники, когда ошибаются. Реакция на свои ошибки в игре обычно такая же, как в повседневной жизни.

Обсудите с педагогами, что они чувствовали и делали, когда ошибались (например, когда пытались присоединиться к той группе, которая уже собралась в соответствии с командой).

Обратите внимание: педагог отступает, становится внимательнее, смущается, ищет виноватых? Возникает ли агрессия — к себе, к другому?

Если в ответ на чью-то неудачу или ошибку группа или ее часть разражается критикой, резкими командами («Ты! Давай! Ты думай головой! Не лезь! Не тормози!» и т. д.) — это показатель нетерпимости, накопившегося раздражения, нежелания педагогов относиться бережно друг к другу, сотрудничать. Скорее всего, в группе каждый сам за себя, командного духа мало, в своих ошибках обвиняют другого. Обязательно прокомментируйте это, привлеките внимание команды к ошибкам и реакции на них.

Предложите педагогам обсудить следующие вопросы:

· Что происходило, когда кто-то ошибался?

· Вы хотели исправить ошибку или наказать ошибившегося?

· То, как вы реагировали, помогало или мешало?

· Что менялось от ошибки к ошибке? 


e.psihologsad.ru

Доступен дополнительный сервис «Памятки» для педагогов и родителей


· Что вы делали, если ошибались сами?

· Как вы думаете, это задание можно выполнить без ошибок?

При обсуждении не допустите травли кого-либо из участников, публичных обвинений в ошибках и негативных личных качествах. Критика может быть высказана, но в форме пожеланий, например: «хотелось бы, чтобы вы были активнее».

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте
www.e.psihologsad.ru)

8 марта 2017 в 21:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.