"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"

Что надо знать о развитии речи дошкольников?

 Электронный журнал

Консультирование

Что надо знать о развитии речи дошкольников?

Татьяна Веселовацкая
педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 29» комбинированного вида, г. Копейск, Челябинская обл.

Проблемой развития речи занимается учитель-логопед. Но большое количество запросов от родителей и воспитателей к педагогу-психологу требует освещения этой темы. Зная закономерности развития речи, особенности и психологические характеристики детей с нарушениями речи, вы можете проконсультировать родителей и педагогов.

Речь — не врожденная способность человека, она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Какие особенности имеет речевое развитие в норме

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо представлять процесс последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Нужно осознавать каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, если малыш в 1 год 4 месяца еще не говорит, то решить, нормальное это явление или нет, педагог может, только если обладает знаниями о том, когда при нормальном развитии ребенок должен произносить свои первые слова.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты иногда направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Специалисты считают, что нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется «физиологическое косноязычие». Оно закономерно и обусловлено недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

Также знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. Например, обучая неговорящих детей (алаликов), важно осознавать, что сначала у ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта.

Какие функции выполняет речь

Выделяют три функции речи, которые выступают в тесном единстве и имеют важное значение в формировании психики и интеллекта ребенка.

1) Коммуникативная функция речи одна из наиболее ранних. Она способствует развитию навыков общения ребенка со сверстниками, предоставляет возможность совместной игры. Это имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Первая речь ребенка социальна. В дальнейшем на ее основе формируется внутренняя речь, с помощью которой у детей идет процесс познания и создается возможность регулировать свое поведение. При общем недоразвитии речи ребенок длительное время в основном «говорит» с помощью жестов и интонаций.

2) Познавательная функция речи связана с коммуникативной стороной, они формируются в тесном единстве. Ребенок при помощи речи получает новую информацию, приобретает возможность ее по-новому усваивать. Доктор педагогических наук, психолог А.А. Люблинская утверждала, что пассивное овладение речью ребенком на первом-втором году жизни способствует развитию обобщенного восприятия, придает всем его сенсорным функциям активный, поисковый характер.

При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, слабо развиваются представления о себе и окружающем мире. Большая роль отводится речи и развитию памяти, особенно вербальной, которая необходима для формирования обобщенного мышления.

По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок постепенно осваивает такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. При олигофрении прежде всего недоразвивается обобщающая функция слова. С другой стороны, при недоразвитии речи могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщенного мышления.

3) Регулирующая функция речи складывается у нормального ребенка на ранних этапах его развития. Однако лишь к 4–5 годам, когда у него развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.

Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения. Эта функция речи связана с созреванием лобных отделов мозга. Поэтому при некоторых формах церебральной патологии, когда преимущественно задерживается созревание лобных отделов мозга, отмечается недостаточное развитие регулирующей функции речи, недоразвитие внутренней речи и речевого мышления.

При недоразвитии регулирующей функции действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корректирует его деятельность, он затрудняется в последовательном выполнении интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на несущественные раздражители, не может тормозить побочные ассоциации.

Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи

Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития, т. к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторон могут отмечаться отклонения в психическом развитии (темп его психического развития может замедлиться). Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально- волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

Учителям-логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказывать. Его сосредоточенности хватает на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много.

Вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы дети не нарушают дисциплину и порой незаметны в группе, но учителю-логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы этот ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно происходит их автоматизация.

Дети, страдающие так называемым синдромом гиперответственности, настолько тщательно стараются выполнять все задания учителя-логопеда, стремятся к совершенству и правильности речи, что тем самым закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет постановку звуков и их автоматизацию.

Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, малочувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. Отсутствие желания — отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для учителя-логопеда, так и для самого ребенка.

Также среди трудностей детей с нарушением речи:

· неумение слушать и слышать звуки окружающего мира, воспринимать тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков;

· недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других;

· проблемы с дыханием — когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.

Речь — не отдельная обособленная функция развития ребенка. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. Улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.

Как развивать эмоционально-волевую сферу детей-логопатов

В логопедической работе большое внимание (кроме речи) направлено на то, чтобы активизировать процессы мышления и улучшить моторику пальцев рук. Но недостаточное внимание уделяется общим движениям тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов. Участие педагога-психолога поможет восполнить пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Если есть заметные результаты в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, дети лучше чувствуют и понимают других, это благотворно скажется и на речи.

Игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. На каждом занятии необходимо использовать специальные упражнения, направленные на тренировку дыхания или на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание тесно связаны. Дети должны учиться дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности.

Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то постановка и автоматизация звуков будут происходить в более короткие сроки. Ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.

Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у учителя- логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь.

Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает учителю-логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по значению и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя такими, какими они есть.

Ребенок с общим недоразвитием речи нуждается в системе логопедических, психологических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех функций речи, восприятия, представлений, на развитие памяти, интеллекта и целенаправленной деятельности.

Нарушения устной речи

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи при органических поражениях.

Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Тахилалия — патологически убыстренный темп речи.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте 
www.e.psihologsad.ru)

8 марта 2017 в 21:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.