"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"

Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов

 

Регламент работы

Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов

Резеда Кучкарова
преподаватель психологии, психолог- консультант благотворительного фонда «Защитим жизнь», Москва
Елена Пуляева
вед. науч. сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Москва

В детском саду появился проблемный ребенок: он обижает других детей, провоцирует драки, не дает проводить занятия. Родители воспитанников жалуются и требуют принять меры. Семья самого ребенка и воспитатели не знают, как исправить его поведение. Расскажем, как в этом случае организовать работу.

Трудные дошкольники — это дети, для которых характерно плохое поведение и неумение контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, совершают необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, трудно идут на контакт со взрослыми, не признают авторитетов.

Трудные дети могут отличаться дерзостью, жестокостью и мстительностью.

Они провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.

Воспитатели и родители часто просят перевести таких детей в другую группу и даже в другой детский сад. Однако вы должны знать, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» запрещает применять к дошкольнику меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление (ч. 5 ст. 43). Отчислить его можно только по желанию родителей, в т. ч. для перевода в другой детский сад, или в случае ликвидации ДОО. Перевести трудного ребенка в другую группу также можно только с согласия его родителей, даже если о переводе попросили родители остальных детей.

К трудным детям чаще всего относят гиперактивных, агрессивных и тревожных. Запрос на работу с ними исходит от воспитателей и от родителей.

Получив запрос, вам необходимо:

· проверить соответствие жалоб педагогов/родителей истинному положению вещей, т. е. исключить субъективизм взрослых при оценке поведения ребенка;

· проанализировать жалобы и претензии к ребенку и его взаимоотношения с тем, кто к вам обратился с запросом — негативные проявления могут носить избирательный характер;

· изучить личность ребенка — понаблюдайте за ним во время пребывания в ДОО, выявите причины негативного поведения с помощью диагностических методик, побеседуйте с родителями и предложите им ответить на вопросы анкеты, попросите воспитателей заполнить на каждого трудного ребенка личную карточку. 

Проблемы ребенка могут быть вызваны нарушениями в развитии и социальной адаптации. Выявить их позволит комплексное обследование.

Соберите психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) детского сада, чтобы провести такое обследование. В состав ПМПк, кроме вас, входят воспитатель группы, учитель-логопед, медработник и старший воспитатель. Распределите обязанности между членами консилиума (табл. 1).

Таблица 1

Распределение обязанностей между членами ПМПк

Кто

Что делает

Педагог-психолог

Проводит углубленную диагностику когнитивных способностей, эмоционально-личностной и мотивационно-волевой сфер

Старший воспитатель, воспитатель

Составляет характеристику семьи ребенка, определяет особенности воспитания, выявляет конфликтные аспекты в работе с родителями, дает педагогическую характеристику поведения ребенка

Учитель-логопед

Выявляет речевые нарушения

Медицинский работник

Готовит информационную справку о состоянии здоровья ребенка

Установите сроки обследования. Заранее получите письменное согласие родителей на проведение диагностики и оказание помощи. Помните: они вправе отказаться от проведения обследования, а также запретить ребенку участвовать в нем.

Пригласите родителей на обсуждение результатов диагностики. Если в ходе обследования у ребенка были выявлены нарушения, деликатно сообщите им об этом и обсудите дальнейшие шаги. Порекомендуйте обратиться в территориальную или центральную психолого-медико-педагогическую комиссию. Для обращения понадобится заявление родителей на проведение обследования ребенка, направление от детского сада, мотивированное заключение консилиума ДОО.

Если родители отказываются от посещения территориальной комиссии, по итогам ПМПк составьте программу психолого-медико-педагогического сопровождения проблемного ребенка.

В программу можно включить:

1) индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком — не забудьте получить разрешение от родителей на их проведение;

2) комплекс мероприятий для проведения в домашних условиях;

3) занятия по коррекции детско-родительских отношений;

4) индивидуальные консультации родителей совместно с воспитателем группы (табл. 2).

5) рекомендации работникам ДОО по взаимодействию с ребенком, например, в какие игры играть с той или иной категорией трудных детей (табл. 3);

В рамках консультаций ознакомьте родителей с правом на получение дошкольного образования в семейной форме. В этом случае они могут получать методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы в детском саду, если в нем создан консультационный центр. Обеспечивают предоставление таких видов помощи региональные органы государственной власти.

Таблица 2

Темы консультаций для родителей

Тема

Результат

«Стили воспитания»

Родители имеют представление о стилях воспитания, могут определить свой стиль воспитания и выявить свои сильные и слабые стороны

«Права и обязанности родителей и детей в семье»

Знают о правах и обязанностях родителей и детей, относятся к ребенку как к личности

«Как я воспитываю своего ребенка»

Знают, как поощрять и наказывать ребенка, придерживаются этих правил, более гибки в решении проблем

«Почему ребенок не слушается?»

Знают о причинах «неудобного» поведения ребенка, родители смотрят на него другими глазами, понимают его

«Надо ли показывать свои чувства и эмоции ребенку?»

Рассказывают ребенку о своих эмоциях и чувствах, с помощью «Я-высказывания», родители могут легко устанавливать контакт с ребенком, между ними возникают доверительные отношения

«Агрессивные дети», «Гиперактивные дети», «Тревожные дети»

Имеют представление об особенностях поведения и развития агрессивных, гиперактивных и тревожных детей, могут объяснить поведение своих детей, оказать им эффективную помощь

«Стресс и способы борьбы с ним»

Научились справляться со стрессом, создают спокойную обстановку дома, что благоприятно отражается на их отношениях с детьми и между собой

В особых ситуациях посоветуйте родителям организовать семейную группу. При этом варианте группа становится структурным подразделением детского сада, а методическая служба оказывает ее воспитателям (родителям) методическую поддержку.

Следует знать, что работа семейных дошкольных групп подчиняется требованиям законодательства в сфере образования.

Проводите в течение года регулярные заседания ПМПк детского сада — чтобы отслеживать динамику развития ребенка. Если наблюдается положительная динамика, продолжайте реализацию программы. В случае отрицательной динамики или ее отсутствия, программу нужно скорректировать и установить новый срок реализации. Если спустя назначенное время положительной динамики нет, созывайте консилиум. Члены ПМПк должны побеседовать с родителями, объяснить им, что ребенок нуждается в дополнительном медицинском обследовании или в особых условиях воспитания, обучения и развития, которые отсутствуют в детском саду. При необходимости предложите родителям посетить с ребенком врача-невролога или других специалистов, в зависимости от ситуации.

В общении с родителями будьте спокойны, сохраняйте нейтральную позицию. Если они провоцируют конфликт, держите в фокусе внимания главную задачу — помочь проблемному воспитаннику наладить отношения в группе, а его родителям и воспитателям выработать правильную стратегию действий. Такой подход позволит не откликаться на провокации и сохранять спокойствие.

Если ДОО не может обеспечить комплексную помощь трудному ребенку или родителей по каким-то причинам не устраивает ее качество, рекомендуйте им обратиться в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее — ЦППМСП).

ЦППМСП есть в каждом крупном городе. В обязательном порядке их создают органы государственной власти субъектов РФ. Обратиться в ЦППМСП могут родители проблемных детей — они направляют запросы в письменной форме и детский сад.

ДОО может заключить договор о сетевом взаимодействии с центром. Это хороший способ решить проблемы детей, наладить отношения с их родителями, помочь воспитателям. Например, специалисты ЦППМСП города Ноябрьска:

· участвуют в работе психолого-медико-педагогического консилиума детского сада;

· проводят психолого-педагогическую диагностику проблемных детей, а в дальнейшем — коррекционно-развивающие занятия с ними;

· консультируют родителей проблемных детей;

· оказывают психологическую поддержку детям из приемных и опекунских семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;

· помогают воспитателям находить индивидуальные подходы к проблемным детям;

· ведут просветительскую работу в целях повышения психологической компетентности педагогов и родителей.

Проблемное поведение ребенка — это лишь реакция на различные неблагоприятные факторы. Сам по себе ребенок не может быть источником этих факторов. Их, как правило, порождают взрослые. Поэтому нельзя относиться к трудному ребенку как объекту осуждения. Он отстает в развитии определенных социально ориентированных навыков и нуждается в помощи взрослых. Такое отношение позволит вести диалог с его родителями с позиции взаимопонимания.

Таблица 3

Рекомендации воспитателям. Игры для агрессивных, гиперактивных и тревожных детей

Категория детей

Игра

Значение игры

Агрессивные

«Обзывалки» (Н.Л. Кряжева)

Снимает вербальную агрессию, помогает детям выплеснуть гнев в приемлемой форме

«Два барана» (Н.Л. Кряжева)

Снимает невербальную агрессию, предоставляет ребенку возможность легальным образом выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло

«Доброе животное»
(Н.Л. Кряжева)

Способствует сплочению детей, учит понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать

«Тух-тиби-дух» (К. Фопель)

Снимает негативные настроения и восстанавливает силы

«Попроси игрушку»
(Е.В. Карпова,
Е.К. Лютова)

Обучает эффективным способам общения

«Прогулка с компасом» (Е.В. Коротаева)

Формирует доверие к окружающим

«Зайчики»
(Г.Л. Бардиер)

Дает ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, учит задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их

«Ласковые лапки»
(И.В. Шевцова)

Снимает мышечное напряжение рук, снижет агрессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым

«Рубка дров»
(К. Фопель)

Помогает переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся энергию и истратить ее во время игры

«Бумажные мячики»
(К. Фопель)

Возвращает бодрость и активность, снижает беспокойство и напряжение

Гиперактивные

«Кричалки-шепталки-молчалки»
(И.В. Шевцова)

Развивает наблюдательность, умение действовать по правилу, способствует волевой регуляции

«Разговор с руками»
(И.В. Шевцова)

Учит контролировать свои действия

«Говори!»
(Е.К. Лютова,
Г.Б. Монина)

Учит контролировать импульсивные действия

«Броуновское движение»
(Ю.С. Шевченко)

Учит распределять внимание

«Передай мяч» (Н.Л. Кряжева)

Снимает излишнюю двигательную активность

«Зеваки»
(М.И. Чистякова)

Развивает быстроту реакции, умение управлять своим телом, выполнять инструкции

«Запрещенное движение»
(Н.Л. Кряжева)

Развивает быстроту реакции, вызывает здоровый эмоциональный подъем

«Слушай хлопки»
(М.И. Чистякова)

Тренирует внимание и контроль двигательной активности

«Давайте поздороваемся»

Снимает мышечное напряжение, переключает внимание

Тревожные

«Волшебный стул»
(И.В. Шевцова)

Способствует повышению самооценки ребенка, улучшает взаимоотношения между детьми

«Слепой танец»

Развивает доверие детей друг к другу, снимает излишнее мышечное напряжение

«Водопад»

Снимает мышечное напряжение

«Насос и мяч»

Расслабляет максимальное количество мышц тела

«Винт»

Снимает мышечные зажимы в области плечевого пояса

«Дудочка»

Расслабляет мышцы лица, особенно вокруг губ

«Воздушный шарик»

Снимает напряжение, успокаивает

Приложение

Документы для психолого-педагогического сопровождения трудного ребенка

Анкета «Родители о своем ребенке»

Образец личной карточки трудного ребенка

Образец согласия родителей

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте
www.e.psihologsad.ru)

8 марта 2017 в 21:20

Прикреплённые файлы:

Документ: Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов

Описание файла:

Файл называется: export_d9llt.doc

Это официальный файл организации «"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"», в нём содержится Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов.

Размер файла: 1,39 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.