"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"
Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов
Регламент работы Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов Резеда Кучкарова
В детском саду появился проблемный ребенок: он обижает других детей, провоцирует драки, не дает проводить занятия. Родители воспитанников жалуются и требуют принять меры. Семья самого ребенка и воспитатели не знают, как исправить его поведение. Расскажем, как в этом случае организовать работу. Трудные дошкольники — это дети, для которых характерно плохое поведение и неумение контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, совершают необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, трудно идут на контакт со взрослыми, не признают авторитетов. Трудные дети могут отличаться дерзостью, жестокостью и мстительностью. Они провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками. Воспитатели и родители часто просят перевести таких детей в другую группу и даже в другой детский сад. Однако вы должны знать, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» запрещает применять к дошкольнику меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление (ч. 5 ст. 43). Отчислить его можно только по желанию родителей, в т. ч. для перевода в другой детский сад, или в случае ликвидации ДОО. Перевести трудного ребенка в другую группу также можно только с согласия его родителей, даже если о переводе попросили родители остальных детей. К трудным детям чаще всего относят гиперактивных, агрессивных и тревожных. Запрос на работу с ними исходит от воспитателей и от родителей. Получив запрос, вам необходимо: · проверить соответствие жалоб педагогов/родителей истинному положению вещей, т. е. исключить субъективизм взрослых при оценке поведения ребенка; · проанализировать жалобы и претензии к ребенку и его взаимоотношения с тем, кто к вам обратился с запросом — негативные проявления могут носить избирательный характер; · изучить личность ребенка — понаблюдайте за ним во время пребывания в ДОО, выявите причины негативного поведения с помощью диагностических методик, побеседуйте с родителями и предложите им ответить на вопросы анкеты, попросите воспитателей заполнить на каждого трудного ребенка личную карточку. Проблемы ребенка могут быть вызваны нарушениями в развитии и социальной адаптации. Выявить их позволит комплексное обследование. Соберите психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) детского сада, чтобы провести такое обследование. В состав ПМПк, кроме вас, входят воспитатель группы, учитель-логопед, медработник и старший воспитатель. Распределите обязанности между членами консилиума (табл. 1). Таблица 1Распределение обязанностей между членами ПМПк
Установите сроки обследования. Заранее получите письменное согласие родителей на проведение диагностики и оказание помощи. Помните: они вправе отказаться от проведения обследования, а также запретить ребенку участвовать в нем. Пригласите родителей на обсуждение результатов диагностики. Если в ходе обследования у ребенка были выявлены нарушения, деликатно сообщите им об этом и обсудите дальнейшие шаги. Порекомендуйте обратиться в территориальную или центральную психолого-медико-педагогическую комиссию. Для обращения понадобится заявление родителей на проведение обследования ребенка, направление от детского сада, мотивированное заключение консилиума ДОО. Если родители отказываются от посещения территориальной комиссии, по итогам ПМПк составьте программу психолого-медико-педагогического сопровождения проблемного ребенка. В программу можно включить: 1) индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком — не забудьте получить разрешение от родителей на их проведение; 2) комплекс мероприятий для проведения в домашних условиях; 3) занятия по коррекции детско-родительских отношений; 4) индивидуальные консультации родителей совместно с воспитателем группы (табл. 2). 5) рекомендации работникам ДОО по взаимодействию с ребенком, например, в какие игры играть с той или иной категорией трудных детей (табл. 3); В рамках консультаций ознакомьте родителей с правом на получение дошкольного образования в семейной форме. В этом случае они могут получать методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы в детском саду, если в нем создан консультационный центр. Обеспечивают предоставление таких видов помощи региональные органы государственной власти. Таблица 2Темы консультаций для родителей
В особых ситуациях посоветуйте родителям организовать семейную группу. При этом варианте группа становится структурным подразделением детского сада, а методическая служба оказывает ее воспитателям (родителям) методическую поддержку. Следует знать, что работа семейных дошкольных групп подчиняется требованиям законодательства в сфере образования. Проводите в течение года регулярные заседания ПМПк детского сада — чтобы отслеживать динамику развития ребенка. Если наблюдается положительная динамика, продолжайте реализацию программы. В случае отрицательной динамики или ее отсутствия, программу нужно скорректировать и установить новый срок реализации. Если спустя назначенное время положительной динамики нет, созывайте консилиум. Члены ПМПк должны побеседовать с родителями, объяснить им, что ребенок нуждается в дополнительном медицинском обследовании или в особых условиях воспитания, обучения и развития, которые отсутствуют в детском саду. При необходимости предложите родителям посетить с ребенком врача-невролога или других специалистов, в зависимости от ситуации. В общении с родителями будьте спокойны, сохраняйте нейтральную позицию. Если они провоцируют конфликт, держите в фокусе внимания главную задачу — помочь проблемному воспитаннику наладить отношения в группе, а его родителям и воспитателям выработать правильную стратегию действий. Такой подход позволит не откликаться на провокации и сохранять спокойствие. Если ДОО не может обеспечить комплексную помощь трудному ребенку или родителей по каким-то причинам не устраивает ее качество, рекомендуйте им обратиться в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее — ЦППМСП). ЦППМСП есть в каждом крупном городе. В обязательном порядке их создают органы государственной власти субъектов РФ. Обратиться в ЦППМСП могут родители проблемных детей — они направляют запросы в письменной форме и детский сад. ДОО может заключить договор о сетевом взаимодействии с центром. Это хороший способ решить проблемы детей, наладить отношения с их родителями, помочь воспитателям. Например, специалисты ЦППМСП города Ноябрьска: · участвуют в работе психолого-медико-педагогического консилиума детского сада; · проводят психолого-педагогическую диагностику проблемных детей, а в дальнейшем — коррекционно-развивающие занятия с ними; · консультируют родителей проблемных детей; · оказывают психологическую поддержку детям из приемных и опекунских семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; · помогают воспитателям находить индивидуальные подходы к проблемным детям; · ведут просветительскую работу в целях повышения психологической компетентности педагогов и родителей. Проблемное поведение ребенка — это лишь реакция на различные неблагоприятные факторы. Сам по себе ребенок не может быть источником этих факторов. Их, как правило, порождают взрослые. Поэтому нельзя относиться к трудному ребенку как объекту осуждения. Он отстает в развитии определенных социально ориентированных навыков и нуждается в помощи взрослых. Такое отношение позволит вести диалог с его родителями с позиции взаимопонимания. Таблица 3Рекомендации воспитателям. Игры для агрессивных, гиперактивных и тревожных детей
ПриложениеДокументы для психолого-педагогического сопровождения трудного ребенкаАнкета «Родители о своем ребенке»Образец личной карточки трудного ребенкаОбразец согласия родителейНам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
8 марта 2017 в 21:20
Прикреплённые файлы:Документ: Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов Описание файла:Файл называется: export_d9llt.doc Это официальный файл организации «"Тигрёнок" Мановцева А. В. Персональный сайт педагога"», в нём содержится Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов. Размер файла: 1,39 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.